19 августа 2023 г.

КАК ДЕЛА С АВТОИМПОРТОМ НА «ВТОРИЧКЕ»? А ЧТО СОСЕДИ?

Грузия полностью перекрыла поставки машин в Россию. Проблема с продажей «бэушных» авто, возникшая у российских коммерсантов, может стать причиной «авто-клинча» для рядового обывателя

Наш исторически пограничный сосед Армения, сообщило издание NEWS.ru., была в 2020 - 2023 годах одним из главных поставщиков автомобилей в Россию. По данным Financial Times, если в январе 2020-го экспорт машин оттуда составлял всего $800 000, то в январе 2023-го речь шла уже о сумме в $180 000 000. «Трафик» выглядел так: машины по морю в порт Грузии, затем оттуда в Армению для оформления, а далее опять через Грузию шли уже в РФ. Однако в августе стало известно, что «грузинский коридор» закрыт. Почему это произошло, как теперь будут завозить автомобили и повлияет ли это на цену авто?

Что вынудило «Джорджию» принять такое решение? Первые сигналы о запретах на экспорт автомобилей поступили еще весной 2022 года. Когда ограничения ввели США, Европейский союз (ЕС) и Япония санкции касались только дорогих машин. Однако в этом году запреты стали касаться и на автомобили, относящиеся к категории нелюксовых. Например: электрокары, гибриды и машины с двигателями внутреннего сгорания объемом более 2 л и выше.

«Транзитные» страны тоже начали вводить свои ограничения. Грузия с 1 августа 2023 года объявила о запрете на экспорт и реэкспорт автомобилей из США в Россию и Белоруссию. С 26 сентября аналогичные ограничения должны будут вступить и в отношении машин из Европы, которые проходят через Грузию. Формально запрет не касается автомобилей, которые едут в Россию из Армении. Однако, как передает издание «Vpost», грузинские таможенные органы перекрыли экспорт машин не только из Грузии в Россию, но и из Армении.

Важна ли Армения для экспорта автомобилей в Россию? Этот сосед РФ входит в члены Евразийского экономического союза, вместе с Россией. Обе страны формально имеют единую таможенную территорию. До недавнего времени это позволяло привозить на танкерах машины в грузинские порты, оттуда доставлять их в Армению, оформлять там документы и перегонять технику в Россию. Таким образом перекупщики машин обходили санкции, а «накрученные» цены на российском вторичном рынке с лихвой компенсировали дополнительные логистические затраты.

Прошлый и этот годы поставили Армению в число главных стран по поставкам авто россиянам: в первую очередь – подержанных. Например, в июне 2023 года «армянский след» был у 12,9% ввезенных в страну машин старше 3 лет. Чаще секонд-хенд поставляли только из Японии (55,5%). Через Армению доставлялись практически все «американцы», которые покупали в США на аукционах (чаще всего после ДТП). В некоторых случаях речь шла о серьезных авариях, однако иногда у машин были совсем небольшие повреждения (но на аукционах такие авто стоили недорого). В этом случае Армения выступала не только в качестве перевалочной базы, но и как место, где перекупщики машин ремонтировали битые авто.

Теперь о секрете дешевизны машины из Армении, чем в России. Долгое время армянские таможенные ставки сильно отличались от российских. Алгоритм несложен: покупателям подержанных авто было достаточно заплатить лишь 10% пошлину, 20% НДС и природоохранный налог в 10%. Такая система делала весьма выгодным привоз подержанных машин в Армению.

           Автобарахолка AVTOPAPA Грузия

Однако в 2020 году Армения перешла на евразийские пошлины при растаможке автомобилей. То есть ставки стали такими же, как и в РФ. Сейчас при ввозе подержанной машины в Армению нужно уже платить таможенную пошлину исходя из объема мотора. Например, для двигателя объемом от 1,8 до 2,3 л ставка составляет €2,7 за каждый кубический сантиметр для авто в возрасте 3–5 лет и €4,8 для более старых машин. И пошлина для 2-литровой машины в возрасте четырех лет — это €5400, а для 7-летней — €9600 (плюс есть и другие расходы). Разница со старыми ставками оказалась огромной. Если раньше растаможка 10-летнего седана из США стоимостью $5000 обходилась в $2100, то по новым правилам будет нужно платить более 10 000 евро.

Однако машин, которые были растаможены до 2020 года по старым ставкам, в Армении до сих пор много. Еще в прошлом году при ввозе такого автомобиля в Россию и постановке его на учет по всем правилам нужно было делать «дотаможку» – доплатить разницу между таможенными платежами в Армении и РФ. Однако с 1 января 2023 года это больше не требуется. И если машина была ввезена в Армению в период с 10.10.2014 по 31.12.2019 и официально поставлена на учет в этой стране, то при ввозе ее в Россию ничего доплачивать не нужно. Благодаря этому интерес российских покупателей к вторичному рынку Армении сильно вырос.

Как теперь будет выглядеть «авто-трафик» из Армении в РФ и его «вес»? Если грузинские власти сохранят запрет на ввоз в Россию автомобилей из Армении (в том числе с объемом двигателя менее 1,9 л), то логистические цепочки несколько усложнятся. Предполагается, что машины вместо коридора Грузия — Армения — Грузия — Россия будут идти через Казахстан или Киргизию. Это, безусловно, приведет к тому, что машины из Европы, США или Ближнего Востока немного подорожают. Хотя рост цен окажется не таким серьезным, чтобы прервать поток поставок. Гораздо сильнее на цене могут сказаться новые коэффициенты утилизационного сбора, которые начали действовать с 1 августа 2023 года.

          По морю, потом в РФ

Причины роста цены на подержанные автомобили можно просчитать. При ввозе нового или подержанного автомобиля в нашу страну заплатить нужно не только таможенную пошлину, но и ряд других платежей. Это: акциз, НДС, сбор за таможенное оформление, установить систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Кроме того, в списке платежей присутствует такой пункт, как «утилизационный сбор». И в настоящий момент он может стать очень большим. Например, при ввозе автомобиля старше трех лет с объемом двигателя 2,5 литра сбор составит 1 279 000 рублей, а если объем мотора более 3,5 л – 1 623 800 рублей.

Однако если машину оформлять на физическое лицо, а не на компанию, то ставка будет 3400–5200 руб. Она распространяется только на автомобили с мотором объемом менее трех литров и на электрокары. Кроме того, физические лицо может воспользоваться льготой только один раз в год. И после покупки и оформления машины ее нельзя будет продать в течение 12 месяцев.

В будущем будет невозможно приобрести хорошие автомобили на аукционе в США, доставить их в Россию, а затем искать покупателя. Перегонщикам придется сначала искать покупателей в нашей стране и только затем заниматься ввозом машины.

Макс Чукаев