27 мая 2020 г.

АЛЕКСЕЙ ГАЛОГАНОВ: «ПРАВА ГРАЖДАН НАРУШАЮТСЯ И НАРУШАЮТСЯ ОЧЕНЬ ЧАСТО»

Почему обычаи становятся законом, а нужда россиян в юридической помощи и расширении правовой информации постоянно растет

В 409 году до нашей эры в Древней Греции трагедия Софокла «Филоктет» получила первый приз. В драме было показано, что легендарная Троя была взята греками лишь благодаря обычаю скреплять сделки, пожимая друг другу правые руки. В 2015 году пленум Верховного суда России отчасти разъяснил, как этот обычай и в наше время может стать законом.
 
Однако удивительно то, что высокие судьи вновь и вновь вынуждены помогать своим коллегам, разъясняя им, как на судебной практике применять те или иные нормы, или напоминать о существовании обычаев. В то же время количество простых граждан, нуждающихся в юридической помощи, многие тысячи, и спрос на услуги адвокатов растет. Об этом, а также об усложнении законодательства, правовом нигилизме чиновников и строительстве новой системы правового просвещения рассказывает вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) России, президент Адвокатской палаты (АП) Подмосковья доктор юридических наук Алексей Галоганов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, СИЛЬНАЯ, НЕЗАВИСИМАЯ

- Алексей Павлович, в мае 2002 года был принят закон об адвокатской деятельности. В том же году была создана Адвокатская палата Московской области. Через два года будет отмечаться круглая дата. Удалось ли вам и вашим коллегам добиться целей, которые ставились в начале нового тысячелетия?

- Подвести какие-то итоги уже можно. Прежде всего, новый закон объединил адвокатуру страны. В советские годы существовала только одна коллегия адвокатов. Позже министерства юстиции СССР и РСФСР в порядке эксперимента стали создавать так называемые параллельные коллегии адвокатов, и это внесло хаос и неразбериху. Например, в одном из районов Нижегородской области существовал мурманский филиал палаты Санкт-Петербурга». После СССР действовали общественные объединения - коллегии адвокатов и другие структуры. существование которых порождало в работе адвокатов серьезный дисбаланс.

Было много дискуссий о том, нужны ли Федеральная палата России и адвокатские палаты в каждом субъекте федерации. У такого структурного подхода были противники. Но практика показала, что решение об их создании является верным.



Сегодня в России выстроена система региональных адвокатских палат, организующим и координирующим центром которой является ФАП. И это не случайно - ведь в целом адвокатура России насчитывает 80000 адвокатов. Палаты стали авторитетными, самоуправляемыми, независимыми организациями, достойно выполняющими свои обязанности по защите прав граждан, полностью справляясь со своими полномочиями. Заработали квалификационные комиссии, куда входят помимо авторитетных адвокатов и представители судейского сообщества, а также члены законодательных собраний и органов юстиции. Комиссии решают вопросы приема экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также рассматривают вопросы дисциплинарной практики.

У адвокатуры теперь есть своя газета, свой журнал. Появился необходимый научно-консультационный совет. Разработан кодекс профессиональной этики адвоката, исполнение которого неукоснительно для всех членов нашего сообщества. Создан ряд комиссий, регулирующих деятельность адвокатуры, среди них и комиссия по этике, куда могут обратиться представители различных субъектов федерации в случае несогласия с какими-то решениями на местах. Представители ФАП действуют во всех структурах российской власти.

Например, в ноябре прошлого года я был участником встречи представителей адвокатского сообщества с премьер-министром России. На ней обсуждались принципиальные задачи развития адвокатуры, ее будущее. Именно на этом совещании были поставлены такие животрепещущие вопросы, как представительство адвокатов в законопроектных комиссиях страны и регионов. И вскоре президент ФАП Юрий Пилипенко вошел в состав законопроектной комиссии при Правительстве РФ, а другие представители адвокатуры стали присутствовать на заседаниях Верховного суда России, других государственных структур и на общественных советах. Адвокатура стала сильной, независимой, авторитетной и профессиональной. Однако впереди еще много работы, нельзя останавливаться на достигнутом. Главная наша задача - добиться максимальной защищенности граждан России.

ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ - ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

- Прошло несколько лет, как был принят документ «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», а также Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Именно в них были сформулированы нормы о правовом просвещении. Удалось ли за прошедшие годы создать в стране эффективную систему правового просвещения?

- Нельзя сказать, что нам удалось создать действенную систему правового просвещения. При разговоре об этом мне всегда вспоминается, что в Советском Союзе существовало общество «Знание», которое как раз и корректировало просветительскую деятельность. Тогда адвокаты и другие специалисты, представляющие юриспруденцию, читали лекции по вопросам права. Адвокаты также принимали участие в выездных сессиях федеральных судов для населения страны. Был постоянный контакт с гражданами, и налаженная система правового просвещения была встроена в структуры общества «Знание». К сожалению, сегодня подобной системы нет. В какой-то степени ее заменила Ассоциация юристов России и соответствующие региональные отделения.

В Федеральной палате адвокатов, в палатах субъектов федерации этому вопросу уделяется большое внимание и много времени. В подмосковной палате на правовое просвещение, на пропаганду права отводиться достаточно сил и средств. Впрочем, о существовании в стране единой системы такого просвещения я сказать не могу.

Обращу только внимание на то, что раньше было меньше законов, и простые граждане были более грамотны в юридических вопросах. Но в последние годы принимается такое количество правовых документов, что, говоря откровенно, юристы порой и сами не могут разобраться в этом потоке. Понятно, что для россиян это, конечно, тяжело. Проблема правового просвещения населения России требует более пристального внимания.

«НА МЕСТАХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЮРИСТЫ»

- Зачастую под маркой бесплатной юридической помощи действуют самозванцы и мошенники. На сайте Государственного юридического бюро Московской области есть даже тревожное сообщение об этом. А как в реальности развивается сфера бесплатных юридических услуг после принятия закона? Какова роль в этом процессе Адвокатской палаты и других организаций? Выстроено ли взаимодействие государственной системы и системы частных юридических услуг?

- Исторически адвокатура всегда оказывала бесплатную юридическую помощь жителям России - со времен своего создания в 1866 году. Тогда, напомню, появились первые советы присяжных поверенных. Бесплатная помощь нуждающимся была их святой обязанностью. Советское время не исключение. А в современном российском государстве этому вопросу также уделяется большое внимание.

Сегодня по линии Ассоциации юристов России, адвокатских и общественных палат мы создаем центры бесплатной юридической помощи в регионах. При этом главы муниципалитетов к этому вопросу относятся с искренним пониманием, интересуются этой проблемой, выделяют помещения. На этот момент создано 17 юридических центров, на подходе еще два. Этого, несомненно, мало: необходимо как можно больше создавать таких центров. Они сделают легче и жизнь граждан, да и самих юристов.

Наша цель проста: приблизить людей к бесплатной юридической помощи. Но чтобы человек не мотался в Москву - за правдой, на местах должны быть юристы, которые могли бы ему помочь. Ведь абсолютное большинство вопросов решается на месте. И если профессионалы будут грамотно и качественно проводить свою работу, то эффект будет положительным для всех. В общем, для всей адвокатуры это вопрос №1.

В Подмосковье через ассоциацию юристов мы привлекаем к активной работе юристов-пенсионеров: прокуроров, следователей, адвокатов. Нет ни одного человека в Московской области, который бы обратившись ко мне, в нашу палату, не получил бы юридическую помощь. Другой вопрос, что есть такие ситуации, когда обращаются с проблемами, которые ни в досудебном порядке, ни впоследствии мы решить не можем. В таких обращениях, а их немало, отсутствует правовая позиция. Здесь, порой, как и медики, юристы бывают бессильны.

ГОРЕ-"ЮРИСТЫ" - БЕСКОНТРОЛЬНЫЕ И БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ 

К сожалению, сегодня в России оказанием юридической помощи и судебным представительством может заниматься любое без исключения лицо. Не только не обладающее статусом адвоката, но и порой не имеющее юридического образования. Любая компания в своем уставе может прописать «оказание юридических услуг». Это очень серьезная проблема, которая требует незамедлительного разрешения. Ведь от услуг, которые оказывают люди, не обладающие профессиональными знаниями, прежде всего, страдают люди. Исправить ошибки «горе-юристов», не несущих никакой ответственности за свои бесконтрольные действия, часто бывает невозможно.

По оценкам различных источников, в стране набирается от двухсот до трехсот тысяч таких «специалистов». Вот почему все адвокаты и вся юридическая общественность с нетерпением ждут утверждения Правительством РФ в рамках госпрограммы «Юстиция» такого важного документа, как «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи». Она должна предусматривать, что правом судебного представительства будут наделены только лица, обладающие статусом адвоката. Также, согласно концепции, только адвокаты будут обладать правом оказывать юридическую помощь на безвозмездной основе.

ЭКСПЕРИМЕНТ НЕ ДАЛ ДОЛЖНОГО ЭФФЕКТА

- В Московской области создано Государственное юридическое бюро. Есть ли подобные организации в других регионах или это уникальное явление?

- Что касается Государственного юридического бюро Московской области. В свое время министр юстиции - в то время им был Юрий Чайка - побывал в командировке в Финляндии и ознакомился с работой таких бюро. Вернувшись из поездки, он решил применить финский опыт на российской земле, и в рамках эксперимента министерство юстиции России организовало такие бюро в 12 регионах. В Подмосковье бюро работает, однако решить проблему всего региона его сотрудникам очень трудно.

Я полагаю, при всем уважении к сотрудникам бюро, эта работа не дает эффекта, и бюро расхолаживает адвокатов, которые при удобном случае кивают на в его сторону: мол, идите туда. Поэтому еще раз повторюсь, что со времен Александра II эта обязанность всегда была возложена на адвокатуру, которая всегда с честью и на высоком профессиональном уровне ее выполняла, выполняет сегодня и будет впредь выполнять.

«ПОМОЩЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОКАЗАНА ВСЕМ»

- Алексей Павлович, вы являетесь руководителем одной из крупнейших организаций Подмосковья в сфере оказания юридической помощи. Можете ли вы в качестве эксперта оценить, как велик из-за отсутствия денег у населения отложенный спрос на услуги юристов в столичном регионе? Много ли людей, нуждающихся в помощи адвокатов?

- Адвокатская палата Московской области насчитывает свыше 6000 адвокатов, среди которых 300 докторов и кандидатов наук. У нас огромный потенциал. В каждом районе региона имеется как минимум одно, а то и несколько адвокатских подразделений. С учетом их данных, можно сказать, что права граждан нарушаются и нарушаются очень часто. Количество людей, нуждающихся в юридической помощи, очень большое. Их число растет.

По этой причине характер нашей помощи довольно разнообразен, а география ее обширна. Однако мы не делим людей на бедных и богатых. Мы следуем своей присяге и не можем отказать в помощи клиенту. И хотя вопросов много, проблем много, наша святая обязанность - оказывать помощь нуждающимся. Жалоб на отказ от оказания помощи, повторюсь, к нам не поступает. У моих коллег и у меня установка одна: помощь должна быть оказана всем.

- Буквально за какой-то месяц Россия и весь мир изменились. Причина - новый вирус. В нашу жизнь плотно и, как видно, надолго вошли такие понятия, как «карантин», «режим самоизоляции», «маски» и «перчатки». Что нового в законодательстве? Поговаривают о нарушении прав граждан и конституции.

- По моей оценке, существенных изменений в законодательстве не произошло. Появились новеллы, связанные с правоприменением уже имеющихся законов. Да, ношение масок и перчаток, да, режим самоизоляции. Однако, с моей точки зрения, это не нарушения. Конституция предусматривает применение особенных нормативных актов. И если вопрос стоит о жизни, то право уже вторично. И президент, и губернаторы озабочены сохранением жизни людей в чрезвычайной ситуации, но искать разночтений в законах не стоит. Ведь права нужны только живым людям - жизнь важнее. Нарушая сегодня изданные во время пандемии правовые документы, мы порой не осознаем, что посягаем на саму жизнь.

«АДВОКАТЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ЖУРНАЛИСТАМИ»

- Вы - доктор юридических наук. Как, по вашему мнению, будет развиваться система правового просвещения в нашей стране? Повлияет ли она на правовое самосознание россиян при нынешнем положении вещей?

- Правовое просвещение важный вопрос, в нашей стране оно должно работать. Борьба с правовым нигилизмом важная его составляющая. К сожалению, не только простые люди, но и наделенные властью, игнорируют законодательство. Чиновники обязаны соблюдать права граждан, а не нарушать их, - так же, как каждый гражданин в своем окружении.

Сегодня, формально находясь в изоляции, люди попадают в разные ситуации. Кто-то ездит на шашлыки, становясь нарушителем, но кто-то добросовестно исполняет указы и постановления власти. В принципе просвещенные граждане должны знать и соблюдать как свои права и обязанности, так и права других людей. Я уверен, что в недалекой перспективе просвещению будет уделяться все больше внимания со стороны государства, со стороны правоохранительных органов, со стороны общественных объединений. Я верю в наше общество. 

- В свое время было заключено соглашение между Союзом журналистов России и Ассоциацией юристов России о взаимной поддержке. Как вы его оцениваете? Есть ли перспективы у такого «тандема»? Кстати, какую роль в правовом просвещении должны играть журналисты?

- Не во всем, но во многом от журналистов зависит отношение всего общества к правовому просвещению, соблюдение гражданами прав и обязанностей. И мы, адвокаты, юристы должны работать вместе с журналистами. Кстати, тому порукой и соглашение, о котором вы сказали. Мы придаем ему большое значение. Думаю, кстати, что правовое просвещение это не только разъяснение каких-либо норм, но и рассказ о событиях, сообщения о нарушениях прав граждан, освещение судебных процессов и правоприменительной практики. Это очень важный и перспективный «тандем». Я приветствую это содружество, его успех зависит от нас с вами. На благо нашим гражданам и всему обществу.
Федор Червяков,
Николай Кузнецов