26 октября 2023 г.

ДЕПУТАТЫ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ В АТАКУ НА КИКШЕРИНГ

В Санкт-Петербурге депутаты Заксобрания отправили в Москву «челобитную» с грифом «Премьер-министру» на оголтелых самокатчиков

Петербургские депутаты обращаются к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой внести коррективы в Правила дорожного движения (ПДД), ужесточив требования к использованию электросамокатов. Парламентарии просят запретить движение на самокатах по тротуарам, несовершеннолетним, а также людям «в состоянии аффекта». В сервисах, предоставляющих самокаты в аренду, предупреждают, что запретительные меры могут негативно повлиять на бизнес.

Проект обращения к премьеру на заседании парламента Петербурга представил глава комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа Алексей Цивилев («ЕР»). Согласно последним поправкам к ПДД, скорость электросамокатов, электроскейтбордов, моноколес, гироскутеров, сигвеев и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) лимитирована пределом в 25 км/ч, поездки вдвоем – запрещены, действует и ряд других ограничений, о которых подробно рассказывал «Ъ». Однако петербургские депутаты считают эти меры недостаточными для обеспечения безопасности горожан. К разработке дополнительных мер регулирования они привлекли представителей ГСУ СКР по Петербургу.

И. о. главы регионального управления СКР Олег Бобков, выступая в парламенте, подчеркнул, что количество ДТП с участием СИМ с начала 2023 года значительно выросло. Согласно данным МВД России, за первое полугодие произошло 1043 аварии – в 2,8 раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. В них погибли 12 человек, в том числе один несовершеннолетний. Травмы получили 1082 человека, в числе которых 432 гражданина в возрасте до 16 лет. По данным Смольного, городские операторы кикшеринга получили свыше 1 500 000 предупреждений за нарушение правил пользования электросамокатами. Выставлено более 2 000 штрафов и заблокировано более 7 000 аккаунтов.

В Санкт-Петербурге насчитывается около 37 000 самокатов, принадлежащих кикшеринговым компаниям. Представители комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при губернаторе оценивают парк в 40 000 – 50 000 средств. Ранее представители этой комиссии отмечали, что движение пешеходов будет фактически парализовано, если парк пополнится до 70 000. В Петербурге, отметим, действует соглашение об использовании СИМ между городскими властями и прокатными сервисам (Whoosh, «Юрент», «Яндекс Go» и BusyFly). В соглашении говорится о верхнем пределе скорости электросамокатов в 20 км/ч, а в некоторых зонах, в частности, на Невском проспекте и Дворцовой площади, лимит составляет 15 км/ч.

В своем обращении к премьеру региональные депутаты настаивают на внесении в ПДД новых поправок. Так, планируется запретить несовершеннолетним передвигаться на электросамокатах вне определенных для этого мест; запретить передвижение в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, «в состоянии аффекта» и «под воздействием ухудшающих реакции и внимание лекарственных препаратов, ставящих под угрозу безопасность движения». В документе также говорится о необходимости ограничить возможность езды на СИМ по тротуарам, «закрепив возможность перемещения на указанных средствах только в границах специально оборудованных зон (площадок), на велодорожках и по улично-дорожной сети». Проект постановления поддержали 44 депутата, возражений текст обращения не получил.

В Whoosh «Ъ» заявили, что положительно воспринимают любые шаги, направленные на формирование современного правового регулирования в области кикшеринга, однако высказали ряд замечаний. «Мы считаем, что запрет движения СИМ по тротуарам разрушит транспортную модель и повысит число ДТП. Большая часть негативных инцидентов с СИМ происходит на проезжей части», –  высказали мнения в Whoosh. В компании «Ситимобил», занимающейся шерингом самокатов «Юрент», предположили, что запретительные меры, скорее всего, приведут к росту цен на услуги проката. «Развитие сферы микромобильности, действительно, требует урегулирования. Однако на ведение бизнеса это может повлиять негативно», –  заключил управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф» Дмитрий Коваленко. В «Яндексе» и BusyFly на запрос издания не ответили.

В комитете по транспорту Петербурга, комментируя инициативу депутатов, обращают внимание, на подписанное в 2021 году соглашение с кикшеринговыми компаниями. В Лентрансе уверены, что оно уже позволило урегулировать правила пользования электросамокатами без утверждения их юридического статуса(?).

Старшие братья из федерального Кабмина не ведут себя безучастно. Российские власти планируют ужесточить контроль за передвижением электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ). Утверждённая Белым домом «дорожная карта» содержит новые штрафы за нарушения ПДД, обязательную регистрация СИМ в цифровом реестре и создание системы идентификации пользователей. Граждан на электросамокатах также обяжут останавливаться по требованию ГИБДД и проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Глеб Краснов