14 июня 2020 г.

ГЕРОЙ МУЛЬТИКА БУБА ИСКУШАЕТ КОММЕРСАНТОВ И ЮРИСТОВ СВОЕЙ ОПАСНОЙ ХАРИЗМОЙ

"Полководцы" соревнуются за право защищать интересы владельцев мультяшных персонажей. Судебная война с "пиратами" в национальном масштабе гарантирует им стабильный доход

18 мая 2020 года в Арбитражном суде Москвы судьи Анна Мищенко и Максим Ведерников разбирали дела разных истцов. Одним из них соответственно стало ООО «ЗД Спэрроу», выдвинув иск к бизнес-леди Алене Курсановой, а другим - Ассоциация "Бренд".
Эта организация бросила вызов бизнесмену Алиеву Расиму Абил-оглы. Оба представителя торговли обвинялись в нарушении интеллектуальных прав, связанных с одним и тем же популярным объектом: «Изображение персонажа Буба» (Booba). В итоге оба проиграли… 

В судах России рассматривается много разных дел о нарушении интеллектуальной собственности. Однако самыми массовыми стали споры вокруг популярных песен и мультяшных персонажей, «харизмы» которых вводят в искушение многих предпринимателей, желающих быстро нагреть руки. Участи такой давно подверглись персонажи сверхпопулярного фильма «Маша и медведь», а в последний год, кажется, главным героем, провоцирующим нарушения, стал «персонаж Буба».

Судебная война против торгашей, беззастенчиво наживающихся на соответствующих контрафактных игрушках, приняла национальный масштаб. Москва, Московская, Самарская и Саратовская области, Забайкальский край, другие регионы. По всей стране находятся люди, не боящиеся запачкать руки и использовать чужой креативный талант. Суммы компенсаций небольшие - колеблются они от 10000 до нескольких сот тысяч рублей. Редко сумма такого иска переваливает за миллион. Например, тот же Алиев заплатил за использование Бубы всего-то 20000 Р с небольшим, Курсанова - чуть более 50000 Р. При этом такие решения штампуются судами довольно легко. Достаточно предъявить чек фирмы, саму игрушку и записать видео. 

Впрочем, 5 июня 2020 года судья Алена Тарасова в арбитраже Саратовской области вынуждена была переиграть очередной судебный процесс по Бубе, начатый против Виктории Пурахиной все тем же «полководцем» - ООО «ЗД Спэрроу». Оказалось, что в процессе - примерно на 25000 Р - желает принять участие та самая ассоциация «Бренд». Ее представители заявили о своем процессуальном правопреемстве и замене истца. Впрочем, в текущем году это уже не первый процесс по Бубе, в котором они «подвинули» своих коллег.

Юрист из Нижнего Новгорода Иван Бардов сообщает в одном из своих примечаний, что у него были десятки таких дел, которые «буквально штамповались». А в своей реплике по поводу «Специального доклада 301», выпущенном 30 апреля Торговым представительством США, он, касаясь нарушений в глобальной Сети, заявил, что «в условиях принудительной «самоизоляции» многие будут гораздо чаще и интенсивнее неправомерно использовать контент… а тяжелое финансовое положение не позволит зарождаться мыслям о необходимости использовать его правомерно». Причина, считает Бардов, неподъемные «для среднестатистических граждан» цены.

Не стоит забывать, кстати, что не только нехватка средств подталкивает к использованию чужой интеллектуальной собственности. Этому способствует также идеология «пиратских партий», принципиально выступающих против законов об авторских и смежных правах. А о ситуации в странах, где тон в исполнении законов задает государство, говорит статистика. Интересно, что в рейтинге нарушителей интеллектуальных прав Россия занимает седьмое место в мире, входя в первую десятку. Ее опережает Китай, а вслед за ней - Саудовская Аравия.

И надо сказать, что в нашем государстве богатая традиция нарушений авторских прав. Первым истцом против СССР стал знаменитый Федор Шаляпин, в 1931 году защитивший свои права на интеллектуальную собственность. В свое время он написал книгу «Страницы моей жизни». В соавторах значился сам Максим Горький, но книгу использовало государство. Тогда Коммерческий трибунал Парижа признал СССР виновным, и назначил певцу компенсацию - 10000 франков.

Правда, потом в течение десятилетий в законодательстве царило пренебрежение к авторскому праву и к возможности капитализации результатов творчества. Может, поэтому и среди отечественных коммерсантов до сих пор процветает махровый правовой нигилизм в этой сфере, а интеллектуальный продукт талантливых людей такие пираты используют как хотят.

В 2019 году МВД РФ возбудило примерно 200 уголовных дел по защите авторских прав и столько же по защите товарных знаков. Вполне возможно, что война в арбитражных судах России кажется кому-то лишь цветочками. Однако она приносит владельцам "Бубы" и "Маши с медведем" хоть какой-то доход в виде компенсаций. А вот штрафы и доходы осужденных поступают в бюджет государства, да и конфискацию имущества в пользу пострадавших авторов статья 146 УК РФ не предусматривает.
Спецкор "Казус-инфо"