30 ноября 2021 г.

РЕГИОНЫ НЕ ПРОСЯТ «ОГНЯ», ОНИ ВЗЯЛИ ЕГО НА СЕБЯ

Обсуждение проекта о QR-кодах, направленного федеральной властью в регионы, проходит в непривычном для неё ключе. Похоже, что время «одобрямс» теряет под собой твёрдую и устойчивую платформу. Привычной ей «горячей» однозначности нет, парламентарии и «электорат» стали всё чаще «включать» голову. Причём, в смысле «руководящей и направляющей».

Главы Псковской, Ленинградской и Тюменской областей уже заявили, что такой вопрос даже не обсуждался. В Алтайском крае депутаты взяли паузу в рассмотрении ФЗ о QR-кодах, а во Владимирской области и вовсе отказались обсуждать этот вопрос (https://regcomment.ru/). Массовый негатив, который может вызвать принятие, как их часто называют в народе – «драконовских методов управления», уже порядком поднапряг руководство на местах.

Своими наблюдениями поделился политконсультант, руководитель компании «Бианки и партнёры» Валентин Бианки (Санкт-Петербург):

– У нас главы регионов находятся в зависимом положении с двух сторон: федеральный центр на них сгружает ответственность и инспектирует, при этом они же окажутся крайними, если меры будут восприняты населением негативно. Например, почему речь идет именно про транспорт в Ленобласти? Потому что понятно, что в Санкт-Петербурге можно представить ещё какие-то варианты перемещения, а в области эта мера вызовет резкий негатив. Мы видим, как это произошло в Казани. Это самый яркий пример, – заключил Бианки.

– Я думаю, что власти во многих регионах будут выкручиваться, чтобы пройти по тонкой грани между принятием мер и массовым негативом жителей. Если будет принято законодательное решение, то, конечно, никто против не пойдёт. Но в существующих рамках, пока данное решение остаётся на усмотрение регионов, власти субъектов могут выступать против, – подытожил политконсультант.

Напомним, издание «Свободная пресса» (СП) рассказало сегодня по материалам ТАСС о событиях понедельника в Казани. Тут не обошлось без суда, который арестовал «на пять суток и оштрафовал на 2 тысячи рублей пассажира, который ударил кондуктора автобуса и распылил ему в лицо газовый баллончик». Кондуктор потребовал у пассажира QR-код для проезда в транспорте, а тот ответил «газовой атакой». Соответствующее постановление местного правительства об ограничении проезда действует с 22 ноября.

         Фото ТАСС

Прикладное наказание бунтаря власти дополнят системными мерами против виновников задержания общественного транспорта. По данным «Метроэлектротранс», один из пассажиров в утренний «час пик» отказался покидать салон трамвая. Полиция вывела скандалиста, однако скопление 10 трамваев нанесло ущерб в 6407 рублей. Теперь ему и другим виновникам придется платить. За первые сутки перевозчики Казани потеряли около 30% пассажиров в метро и 26% трамвайных и троллейбусных маршрутов. Кто будет оплачивать простои, компенсировать людям недополученную зарплату? Крайними оказались не только пассажиры, но и водители, и кондукторы. Многим неприятно выполнять полицейскую, по сути, работу проверки QR-кодов и они отказываются.

Ранее гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев объяснил «СП», что Кремль намеренно делегировал право вводить локдаун и другие ограничения региональным властям, чтобы те «бодались» с местным бизнесом, балансируя между его интересами и нуждами борьбы с пандемией, и сняли таким образом политическую ответственность с центра.

Интересно, что, сняв с себя ответственность, Кремль фактически поощряет в регионах любые, самые крайние меры. Так, Дмитрий Песков назвал драки из-за введения QR-кодов в общественном транспорте Казани «проблемами начального этапа». – Все это послужит делу обеспечения безопасности здоровья людей, – заверил пресс-секретарь президента. Глядя на реакцию Кремля задумались о введении QR-кодов и в других регионах: в Рязани, Удмуртии, на Камчатке. А вот в Свердловской области решили ослабить ограничения, связанные с кодами. Видимо, испугались того, что творится в Казани. В Ростовской области и вовсе поспешили заверить граждан, что вводить QR-коды не планируется.

Людмила Шапошникова