30 марта 2022 г.

ТИНЬКОФФ, ТЫ НЕ ПРАВ?!

У клиентов «Тинькофф Банка», которые в конце февраля обменивали рубли на доллары с помощью «промежуточной конвертации», стали списывать деньги. Банк дал 25 дней на то, чтобы оплатить задолженность в виде комиссии за операции


Юристы считают, сообщил телеканал «360», что банк не имел права так поступать со своими клиентами, и те теперь могут подать против него коллективный иск. Клиенты «Тинькофф Банка» в конце февраля смогли выгодно обменять рубли на доллары с помощью «промежуточной конвертации» в британский фунт. Теперь с их счетов стали списываться крупные суммы денег, а баланс у некоторых ушел в минус на несколько миллионов. Банк дал 25 дней на погашение задолженностинаписал Forbes.

В конце февраля и начале марта клиенты банка конвертировали рубли в фунты, а затем фунты в доллары. Получалось, что американская валюта стоила 88 рублей, а при прямой конвертации – 150 рублей.

Но с середины марта пользователям начали блокировать их карты и вклады. Банк объяснял это тем, что устанавливал временные ограничения для клиентов, чьи операции похожи на «злоупотребление условиями договора обслуживания». Поддержка банка объяснила, что «промежуточная конвертация» привела к «неосновательному обогащению».

«Тинькофф банк» отметил, что в условиях волатильности валют такие действия могут считаться дестабилизацией финансовой системы страны и курса национальной валюты. Банк засчитал списания денег с карт за комиссию за операцию. Банк так же сообщил, что передал материалы о «группе лиц», обогатившихся необоснованно, в компетентные органы.

Юристы усомнились в законности действий банка. Руководитель Общества защиты потребителей финансовых услуг «Финпотребсоюз», юрист Игорь Костиков объяснил «360», что в конце февраля на «промежуточную конвертацию» не было никаких ограничений от Центрального Банка. Сейчас же «Тинькофф» задним числом хочет получить свой доход.

– «Тинькофф» предоставил возможность обмена через кросс-курсы своим клиентам, и это не нарушение договора об обслуживании. Эта услуга была доступна клиентам. То, что «Тинькофф» пытается завести уголовные дела – это неправильно, – считает Игорь Костиков.

По мнению аналитика компании «Золотой монетный дом» Дмитрия Голубовского, условия, которые предоставил банк своим клиентам, являются публичной офертой. И если люди воспользовались разницей в курсах, то потеря денег – это проблемы «Тинькофф». Голубовский отметил, что у пострадавших клиентов банка есть шансы восстановить справедливость. Первый шаг – жаловаться регулятору, то есть Центральному Банку. Если же тот отклоняет жалобу, то подавать иск в суд.

– В гражданском кодексе нет понятия «неправомерное обогащение». Есть незаконное обогащение, но здесь незаконного обогащения нет. Это выдумки банка. Я бы на месте клиентов собрал коллективный иск, – рассказал аналитик. Но судебное разбирательство может затянуться надолго и дойти до Верховного суда, поскольку банк будет стремиться сохранить свою репутацию и отбиваться. По словам Голубовского, банк не сможет отвертеться, поскольку принял платеж.

Банк может блокировать карту за подозрительные транзакции, однако конвертация валюты не подпадает под такое определение. Голубовский объяснил, что подозрительная транзакция – это серия одинаковых переводов с карты на карту. В таком случае банк обращается к своему клиенту и предупреждает, что в его интересах он приостанавливает транзакции. Вторая причина – перевод в пользу нежелательной юрисдикции или при указании неправильных реквизитов.

– Других законных оснований препятствовать вашей деятельности нет. И не важно, в чем она выражается, если она законна и не запрещена. Банковский комплаенс может тормозить платежи, но не отказывать в их удовлетворении, – объяснил Голубовский.

Банк так же может запросить происхождение средств, если думает, что деньги получены незаконно. По словам Голубовского, деньги могут даже конфисковать, но делает это не банк, а государство. Трактовать закон по-своему он не имеет права.

Федор Червяков