С начала спецоперации на Украине Россия подверглась невиданному санкционному давлению со стороны Запада. Под персональные ограничения попали тысячи граждан нашей страны, в том числе, те, которым есть что терять
Евросоюз, Великобритания и США объявили настоящую охоту за недвижимыми и движимыми активами так называемых “олигархов”. А первыми под удар попали яхты, стоящие десятки и даже сотни миллионов долларов. Кто потерял плавучие предметы роскоши, а кто сумел вывести имущество из-под удара, знакомит издание ПАСМИ*.
Санкционное давление на Россию после
начала «спецоперации» на Украине называют беспрецедентным по масштабам. 7 марта
РФ стала мировым лидером по количеству наложенных санкций, обойдя Иран. Число
российских физических и юридических лиц, попавших под ограничения, тогда
превысило 5500 человек, и эта цифра, полагает СМИ, неуклонно продолжает
расти.
В санкционные списки Евросоюза, США, Великобритании и других стран включают как крупных бизнесменов от семьи Ротенбергов до – Алишера Усманова, так и чиновников и топ-менеджеров госкорпораций от главы ВЭБ России Игоря Шувалова и президента ВТБ Андрея Костина до руководителей «Роснефти» и «Газпрома» Игоря Сечина и Алексея Миллера.
При этом президенты США и Франции Джо Байден и Эмманюэль Макрон, а также глава МИД Великобритании Лиз Трасс заявили о намерении арестовывать имущество «российских олигархов» – недвижимость, счета, самолеты и яхты. Было объявлено о создании специальной трансатлантической группы для поиска активов лиц, входящих в санкционные списки.
Первые известия об ограничениях, наложенных на имущество попавших под санкции россиян, появились в первые дни весны. 3 марта министр экономики и финансов Франции Бруно Ле Мэр сообщил в Twitter, что таможенники арестовали яхту некоего российского олигарха. Как отмечали в римской газете La Repubblica, в момент ареста судно готовилось спешно покинуть порт, но не успело. По данным французов, судно принадлежало компании, где основным акционером является Игорь Сечин.
В российских интернет-ресурсах писали, что под санкции попала яхта, широко известная под именем St. Princess Olga. Судно якобы назвали в честь супруги главы «Роснефти», а после того, как пара развелась, переименовали в Amore Vero – «Настоящая любовь». «Принцессе Ольге» было посвящено расследование «Новой газеты» – там утверждалось, что Сечин якобы не задекларировал роскошное судно длиной более 85 метров и стоимостью порядка $100-150 000 000. Связь главы “Роснефти” с яхтой St. Princess Olga журналисты подтвердили фотографиями его супруги из соцсетей и геотегами передвижений судна, но руководитель госкорпорации назвал эту информацию клеветой и выиграл суд у издания, заставив написать опровержение. Открестился Игорь Сечин и от арестованной ныне «Amore Vero». В пресс-службе «Роснефти» заявили, что главе нефтяного гиганта “неизвестно о наличии у него какой-либо фирмы, являющейся собственником данного объекта”.
Между тем, как сообщил посол России в
Париже Алексей Мешков, во Франции,
помимо вышеописанной яхты, были задержаны еще три российских судна. – Французские территориальные воды
сегодня в принципе схожи с территориальными водами Сомали, – заявил
Мешков в эфире телеканала «Россия-24». Глава дипломатической миссии подчеркнул,
что задержания проходят без каких-либо объяснений, а затем документы передаются
в судебные органы, решение которых невозможно предсказать.
Во французском плену оказался сухогруз Baltic Leader с партией новых автомобилей на борту. Управление этим судном приписывали “дочке” «Промсвязьбанка», находящегося под санкциями. По информации российского посольства, эта связь не подтвердилась, однако судно до сих пор не отпускают в Россию. Также во Франции задержали сухогруз «Виктор Андрюхин» и многоцелевое судно «Владимир Латышев». Кроме того, что все эти случаи связаны с санкциями в отношении России, никаких объяснений местных властей не последовало.
Усманов приобрел Dilbar в 2016 году
за $600 000 000 у
судостроительной компании Lurssen, сейчас ее оценивают в сумму около $1 000 000. Судно считается
самым вместительным в мире, там имеется самый большой бассейн среди частных
яхт. Также предусмотрены две вертолетные площадки, сауна, салон красоты и
тренажерный зал, а общая площадь внутренних помещений составляет 3,8 тыс. кв. м. Воспользоваться
всей этой роскошью Алишер Усманов вряд ли сможет, да и сохранность имущества
никто не гарантирует — из-за невозможности платить зарплату были уволены все
сотрудники, обслуживающие яхту.
Еще одно роскошное судно, также
находившееся на ремонте в Гамбурге, удалось
вывести, не дожидаясь введения санкций и окончания ремонтных работ. Речь идет о
яхте Graceful («Грациозная»). Хозяин 82-метрового судна точно не известен, но
журналисты связывали его с главой России. В 2018 году издание «Собеседник»
обращало внимание на то, что перемещения совпадали с зарубежными поездками
российского лидера. Стоимость судна тогда оценили в 5 700 000 000 рублей.
На яхте имеется закрытый бассейн, преобразуемый в танцпол, и вертолетная
площадка на верхней палубе.
Кстати, есть еще одно попавшее под санкции судно, которое связывают с именем российского президента. Речь идет о яхте «Шахерезада» стоимостью $700 000 000, стоящей на ремонте в сухом доке порта Тосканы. Косвенные подтверждения этой связи якобы нашли разведывательные службы США, правда, какие именно – не сообщается.
Впрочем, итальянские власти уже наложили ограничения на целый ряд плавучих активов, принадлежащих россиянам из санкционных списков. Так, 5 марта стало известно об аресте яхт Геннадия Тимченко и Алексея Мордашова. 40-метровое судно Тимченко «Lena» находилось в порту Сан-Ремо. Его оценивают примерно в $50 000 000. Яхта была разработана и построена в Италии в 2010 году, корпус полностью изготовлен из алюминия, а материалом для палуб послужило тиковое дерево. Согласно проекту, яхта предназначена “для комфортного размещения до 10 гостей в 5 люксах, включающих одну VIP-каюту”.
За совладельцем «Северстали» Мордашовым числилась яхта под названием Lady M — ее задержали в порту Лигурии. Ориентировочная стоимость – $55 000 000, длина – 65 метров. На трехпалубном судне имеется шесть двухместных гостевых кают, главная палуба оснащена семиметровым бассейном и вертолетной площадкой. Дизайн разрабатывали в Италии, проект выполнен в стиле ар-деко, а носовая часть судна изображает ягуара в прыжке.12 марта итальянские власти похвастались
еще одним «санкционным трофеем» – финансовая гвардия арестовала в порту Триеста
яхту российского предпринимателя Андрея
Мельниченко с коротким названием «А». Это крупнейшая в мире
парусная яхта, ее длина – 143
метра, водоизмещение – почти 13
тыс. тонн, стоимость – €530 000
000.
А в Испании санкционной атаке российскую
яхту подвергло не государство, а конкретный человек. 27 февраля местное издание
La Vanguardia сообщило, что в порту Майорки был задержан украинский моряк Тарас Остапчук. Он пытался
затопить яхту Lady Anastasia, которую связывают с Александром Михеевым – генеральным
директором компании «Рособоронэкспорт», входящей в госкорпорацию «Ростех».
По сведениям испанских журналистов, на
суде Остапчук заявил, что проработал на Lady Anastasia почти 10 лет, а
уничтожить имущество Михеева решил, поскольку его компания якобы занимается
поставками вооружения для спецоперации на Украине. Стоимость 48-метровой Lady
Anastasia оценивается примерно в $8 000
000. Нанесенный яхте ущерб пока неизвестен, продолжается расследование
инцидента и установление владельцев судна.
При этом, на начало марта сообщалось, что
в Испании остаются еще как минимум четыре супер-яхты, которые журналисты
приписывают известным россиянам. Это Solaris Романа Абрамовича, Valerie Сергея Чемезова, Aurora Андрея Молчанова и
Tango Виктора Вексельберга.
Впрочем, последний из перечисленных активов обнаружился за океаном. 12 марта Министерство финансов США сообщило о блокировании имущества владельца компании «Ренова» Виктора Вексельберга, «относящегося к категории роскоши», — самолета Airbus A319-115 и яхты под названием Tango. В заявлении указывалось, что каждое транспортное средство стоит порядка $90 000 000.
Судно зарегистрировано на Каймановых
островах, его длина — около 78
метров. На Tango может разместиться до 14 человек в семи каютах, на
палубе имеется спа c массажным кабинетом и салоном красоты, кинотеатр на
открытом воздухе, бассейн. Также судно оборудовано лифтом, джакузи, тренажерным
залом и вертолетной площадкой.
А Роман Абрамович свое плавучее имущество
спас буквально в последний момент — как сообщили 13 марта российские СМИ со
ссылкой данные онлайн-портала Marine Traffic, 139-метровую яхту Solaris
перегнали из порта Барселоны в черногорский Тиват. Она была спущена на воду в
прошлом году. Solaris оценивали в $610 000
000 и называли самым дорогим судном, построенным по индивидуальному
заказу. Сообщалось, что на яхте имеется не только положенные всем таким судам
бассейн, джакузи и вертолетная площадка, но также и радар для обнаружения
ракет, пуленепробиваемые окна и броня.
Также опасные в условиях санкций испанские
порты, по данным местной прессы, удалось покинуть еще двум яхтам – Sea Rhapsody
главы ВТБ Андрея Костина стоимостью
порядка $65 000
000 и Galactica Super Nova совладельца «Лукойла» Вагита
Алекперова, которую оценивают в $105 000 000.
В свою очередь итальянские СМИ сообщают о
том, что из марин этой страны с момента
начала спецоперации на Украине отчалило пять судов российских бизнесменов.
Среди них яхта Barbara за $125 000
000, хозяином которой называют владельца «Норникеля» Владимира Потанина, и Ice стоимостью $170 000
000, которую связывают с членом Совета
Федерации РФ от Республики Дагестан Сулейманом Керимовым.
По данным сервиса Marine Traffic, часть
судов переместилась, как и яхта Романа Абрамовича, в сторону Черногории, но еще
более популярным направлением оказались Мальдивы. В частности, в
территориальных водах островов было замечено судно Олега Дерипаски Clio, а также
яхта соучредителя сталелитейной компании «Евраз» Александра
Абрамова Titan.
Впрочем, есть и другие приоритеты. Так Sea
Rhapsody, которую связывают с банкиром Костиным, по данным telegram-канала Ильи Шуманова, отправилась на
Сейшелы, а Madam Gu депутата Госдумы Андрея
Скоча – в Дубай.
Федор Червяков