1 июля 2022 г.

ЭКОЛОГИЯ ПОТЯНУЛА ЗА «ВЕРЁВОЧКУ» И ФИНАНСЫ?

Великобритания выдала лицензию на сворачивание операций с Росбанком, которым владеет Владимир Потанин

Управление по осуществлению финансовых санкций (OFSI) Великобритании, сообщает «Ъ», выдало лицензию, которая разрешает в 30-дневный срок завершить все операции, связанные с Росбанком или любым лицом, которое контролируется или принадлежит ему. Днем ранее, 29 июня, в санкционный список Великобритании был внесен Владимир Потанин, который через «Интеррос» владеет Росбанком.

Санкции были мотивированы тем, что бизнесмен «получает выгоду от правительства России или оказывает ему поддержку, владея или контролируя Росбанк», который имеет «стратегическое значение для правительства России». Ранее «Интеррос» Владимира Потанина выкупил пакет банка у французской Societe Generale, которая решила продать бизнес и покинуть российский рынок после начала специальной военной операции России на территории Украины. О завершении сделки сообщалось 18 мая.

Согласно выданной лицензии, любое лицо может прекратить любые операции с участием Росбанка или его дочернего предприятия, включая погашение кредитов, снятие депозитов и закрытие счетов. Ранее Росбанк уже посоветовал клиентам не проводить операции в британской валюте.

Сам Росбанк в санкционном списке Великобритании отсутствует. Как отмечает партнер адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев, Британия в отношении санкционного режима применяет такой же подход, какой демонстрирует Европейский союз. Согласно правилам, они рассматривают в качестве заблокированных любые юридические лица, в которых санкционное лицо владеет долей от 50%, либо реализует право на контроль.

Для такой системы включение в санкционный список самого Росбанка не обязательно – он фактически уже попал в черный лист, говорит юрист. Теперь же всем британским контрагентам Росбанка придется закрыть счета и расторгнуть договоры. Кроме того, банк не сможет проводить операции через британские банки-корреспонденты, поэтому расчеты в фунтах стерлингов через этот банк становятся невозможны, поясняет он.

 – Комплаенс-отдел каждой компании выявляет контролирующие лица и приостанавливает операции в случае если оно под санкциями, – говорит господин Дораев.

После покупки Росбанка «Интеррос» также приобрел неконтрольный 35-процентный пакет в TCS Group у Олега Тинькова (головная компания Тинькофф-банка). В мае господин Тиньков сообщил, что один из крупных американских инвестфондов в начале нынешнего года предлагал ему за 5% акций TCS $725 млн, но владелец отказался от сделки. В итоге актив он продал за «совершенные копейки». А в 2020 году сорвалась сделка по продаже TCS Group Яндексу, которая могла стать самой крупной M&A-операцией в финансовой сфере в том году ($5 480 000 000 000).

«Ъ» направил запрос в Росбанк. Это 11-й по размеру банк в стране (почти 1 600 000 000 000 рублей активов на конец 2021 года), является системно значимой кредитной организацией.

Два года назад компания «Норникель» миллиардера Владимира Потанина вновь оказалась в центре внимания СМИ. 16 июня Следственный комитет возбудил уголовное дело против нескольких сотрудников «Норникеля». Оно связано со сбросом сточных вод на одном из предприятий в Красноярском крае в реку в период с 2017 по 2019 годы. Ущерб окружающей среде Следственный комитет оценил в 154 млн руб. Кроме того, губернатор Красноярского края Александр Усс призвал «Норникель» компенсировать коренным народам севера ущерб от недавней аварии на ТЭЦ. В конце мая из резервуара, который принадлежит одной из структур компании, в реку вылилось больше 20 тыс. тонн дизеля. После этого были заведены уголовные дела против сотрудников ТЭЦ и мэра Норильска.

– Пока, – говорил тогда директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, – для предпринимателя наилучшим исходом этой ситуации было бы ограничиться выплатой штрафов и компенсаций. Конечно, Потанину придется и штраф заплатить, и провести модернизацию предприятий. Думаю, что, конечно же, речь пойдет о сотнях миллиардов рублей. Желающих среди малых народов войти в список пострадавших будет очень широким. Но даже штраф в сотни миллиардов рублей не выглядит для компании катастрофой, –  отмечал Симонов.

Глеб Краснов