Только первый участок Четвертого транспортного кольца столицы в районе Шоссе Энтузиастов обошёлся российским налогоплательщикам в 716 000 000 (!) долларов за километр. Даже километр Большого адронного коллайдера, возводимого в дорогостоящей Швейцарии на глубине 100 метров с огромной и очень сложной системой охлаждения обошелся «всего лишь» в 370 000 000 долларов
Шоссе ЭнтузиастовМатериал издания «Sostav.ru» (Российский сайт о новостях рекламы и маркетинга), размещённый на его страницах 2 июня 2008 года, не мог остаться незамеченным для наших экспертов-«дорожников». Спустя 13,5 лет он заслуживает своим «масштабом» внимание не только специалистов, но и простого обывателя.
В дорожном строительстве поставлен абсолютный
рекорд – 716 000 000 долларов за километр. Именно по такой цене столичные
власти готовы построить 3,9-километровый участок трассы Четвертого
транспортного кольца (ЧТК). Это строительство обойдется подрядчикам в два с
лишним раза дороже, чем туннель под Ла-Маншем: общая сумма подряда – 66 630 000
000 рублей.
Как пишут «Ведомости», контракт на строительство
одного из отрезков ЧТК в Москве ушел с молотка в минувшую пятницу. Аукцион
проводился на понижение: начальная цена – более 67 000 000 000
рублей. Выиграла тендер компания «Мостотрест», акционерами которой являются
структуры РЖД (25,1%), менеджеров «Н-транс» и инжиниринговая компания «Группа
Е4» Михаила Абызова.
Как сообщил Тендерный комитет, «Мостотрест»
назначил самую низкую цену за строительство 3871 м магистрали – 66 630 000
000 рублей. Таким образом, 1 км стоит 17 000 000 000 рублей, или
716 000 000 долларов. Расчёты, впрочем, условны: помимо самой
магистрали подрядчик должен построить ещё 12 километров развязок и прилегающих
дорог. Тем не менее, проект выглядит очень дорогим, отмечают эксперты,
опрошенные «Ведомостями». Для сравнения, проектная стоимость строительства
Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье протяженностью
530 км составляет 469 000 000 000 рублей. На отдельных участках
трасса по проекту имеет 6-8 полос в каждую сторону.
Строительство дорог в России, а особенно в
Москве, всегда было делом затратным: МКАД обошлась в свыше 100 000 000
долларов за километр, километр Третьего транспортного кольца стоил 117 000
000 долларов. По сравнению с западными строительными нормами цена выглядит
нереальной. В США, например, стоимость строительства 1 мили (1,6 км) четырех-полосной
дороги укладывается в 6-8 миллионов долларов. Среднеевропейский километр ровной
дороги стоит 1 000 000 000 евро. Даже для самых сложных участков
50 000 000 долларов за километр – это предел, отмечают эксперты.
А европейская «стройка века» – 51-километровый
туннель под Ла-Маншем – по окончательным расчетам обошелся в 16 000 000
000 евро, или около 314 000 000 евро за километр. Это с учётом
строительства всех трёх туннелей – двух основных с рельсовыми путями для
поездов, грузовых и пассажирских, и одного служебного, а также системой
вентиляции и охлаждения рельс. Таким образом, ушедший с торгов участок ЧТК
оценен более чем в два раза дороже Евро-туннеля за километр строительства (в то
время евро был дешевле доллара).
«Мостотрест» обещает освоить деньги за три года и
сдать объект в 2011. Как пояснил «Ведомостям» гендиректор «Мостотреста»
Владимир Власов, стоимость высока из-за сложности работ. Кроме того, цена
контракта окончательная и не будет пересматриваться на уровень инфляции.
Представитель "Мосинжстроя" также указывает на сложность работ: по
земле пройдет только 2200 м дорог, остальное – эстакады.
Дорога будет иметь четыре полосы движения в
каждую сторону плюс по полосе при съездах с ЧТК и въездах на него. Работы
включают в себя участки переустройства подземных коммуникаций и строительства
искусственных сооружений по шоссе Энтузиастов, проспекту Буденного, Перовской
улице, улицам Плеханова и Буракова. В качестве компенсации для 7500 владельцев
гаражей, попадающих в зону строительства, будут построены два гаражных комплекса
на 3800 и 1400 машино-мест. Полностью открыть ЧТК планируется в 2015 г. Общая
протяженность трассы - 74 км - в два раза больше Третьего транспортного кольца.
Глеб
Краснов (по материалам СМИ)