Расследование ФНС раскрыло схему ухода ЦСКА от земельного налога

Принципиальный судебный спор ведомства Егорова и спортивного хозяйства Шойгу длится уж более двух лет, но в очередной раз разрешается в пользу закона и госбюджета. Недоимки, пени и штрафы Клубу насчитали на днях второй раз…

Помощник президента России Максим Орешкин
стал недавно председателем совета директоров ЦСКА



19 февраля 2018 года Федеральное автономное учреждение Министерства обороны РФ «Центральный спортивный клуб Армии» (ФАУ МО РФ ЦСКА) представил в Инспекцию ФНС №22 по Москве налоговую декларацию по земельному налогу за 2017 год. В связи с этим инспекторы провели камеральную налоговую проверку и обнаружили нарушения.

Выяснилось, что ЦСКА обозначил в отчетности схему, в основу которой положены статьи 388-390, 394 Налогового кодекса и 27, 93 Земельного кодекса РФ, а также Федеральный закон «Об обороне». Позиция Клуба такова: земельный участок по адресу Госпитальная улица, 2 принадлежит Российской Федерации в лице Минобороны и находится в постоянном (бессрочном) пользовании у ЦСКА. Использовался он для проведения спортивных и физкультурных мероприятий подразделениями Вооруженных Сил РФ исключительно для нужд обороны. Потому, дескать, участок относится к изъятым из оборота и поэтому не должен признаваться объектом налогообложения.

В 2018 году инспекторы ФНС подошли к делу обстоятельно. К моменту вынесения решения и начала судебной тяжбы у них на руках имелись два акта обследований спорной территории от 30 марта и 7 июня 2018 года. Было установлено, что в границах земельного участка, на котором размещается Клуб, расположены само здание клуба, стадион и другие объекты, предназначенные для проведения спортивных и физкультурных мероприятий подразделениями Вооруженных Сил РФ. Однако только проведение этих мероприятий вовсе не равнозначно размещению на земельном участке войск и иных формирований. Нет там также в натуре зданий, сооружений, в которых могли бы размещаться формирования Вооруженных Сил России на постоянной основе.

Строго говоря, «нулевой» режим налогообложения, как видно, можно считать фикцией, если только не вообразить на территории это участка земли ЦСКА в Москве боксы для боевой техники, гаражи для транспорта, казармы с личным составом и мачты высоких антенн. Московские инспекторы посчитали, что спорный земельный участок не изъят из оборота, а ограничен в обороте.

Так подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, предусмотрено применение ставки налога в размере, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), но не превышающем 0,3% кадастровой стоимости земельного участка.

После пересчета налога в соответствии со ставкой 0,3% инспекция 18 мая 2018 года вынесла решение о начислении недоимки по земельному налогу 3.927.119 Р, пени 175.476 Р и наложении штрафов - 785.423 Р (по ст. 122 НК) и 196.355. Р (по ст. 119 НК). Это решение подтолкнуло ЦСКА к подаче иска и послужило началом длительной тяжбы.

27 июля 2018 года был принят иск армейцев. Министерство обороны России выступило в процессе в качестве третьего лица. 10 декабря 2018 года Арбитражный суд Москвы принял резолютивную часть решения, а 9 января 2019 года - мотивированное решение, которым признал решение налоговой инспекции незаконным. 10 апреля Девятый арбитражный апелляционный суд оставил решение первой инстанции в силе. Однако 24 июня того же года Арбитражный суд Московского округа взял на себя ответственность и отменил решения предыдущих судов, а представителям ЦСКА отказал.

Впрочем, юристы Клуба обратились в Верховный Суд Российской Федерации. Они, кроме всего, ссылались на то, что судебная практика показывает, что по делам подобного рода суды чаще встают на сторону пользователей земельных участков. Однако в определении ВС РФ говорится: «Ссылка на судебную практику в обоснование своей позиции не свидетельствует о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом обстоятельств налогового спора». И 10 октября 2019 года высшая судебная инстанция России тоже отказала ЦСКА.

Не дожидаясь решения кассационной инстанции, представители ЦСКА 21 февраля 2019 года поторопились снова подать земельную декларацию по тому же участку земли, но за 2018 год и с той же налоговой схемой. Налоговики, как и прошлом году, провели налоговую камеральную проверку, а 28 августа 2019 года приняли решение о привлечении Клуба к ответственности за совершение налогового правонарушения и начислении тех же сумм недоимки, пени и штрафов, что и за 2017 год. В целом сумма составила примерно 10.600.000 Р.

В этот раз юристы армейского клуба обратились в суд не сразу, а попробовали ударить челом в Управление ФНС России по Москве. Однако там 5 ноября 2019 года оставили их жалобу без удовлетворения. И 5 декабря ЦСКА вновь продолжил спор в Арбитражном суде столицы. Правда, судье лишь в конце мая 2020 года удалось назначить судебное заседание. И 28 июля 2020 года в суде первой инстанции учреждению Минобороны «Центральный спортивный клуб Армии» дали понять, что за «воздушные замки» налоговых льгот не дают, а государственный бюджет тоже нуждается в средствах.
Николай Кузнецов

В настоящий момент ЦСКА возбудил еще один спор в арбитраже Москвы. В этом процессе Клуб пытается отменить решение Инспекции Федеральной налоговой службы №43 по Москве, однако 9 июля армейцы вдруг попросили дело отложить. Ходатайство это суд отклонил как необоснованное, немотивированное. Противные стороны встретятся в сентябре.