Специалисты также отметили, что объем пустующих торговых и арендных площадей в 2021 году вырос в городе на 30% из-за расторжения договоров с предпринимателями, которые не смогли оплачивать аренду. Арендаторы магазинов в ТЦ лишились 10 миллиардов рублей. Столько же потеряли салоны красоты. Фитнес-клубы лишились 1,9 миллиарда рублей, а цветочный ретейл – до 500 миллионов рублей.
– Потери выручки арендаторов в период нерабочих дней составили более 10
млрд. рублей, – сказал президент Союза торговых центров Булат Шакиров. – При
этом, объем пустующих торговых и арендных площадей в течение года увеличился на
30% за счет расторжения договоров аренды с предпринимателями, которые не смогли
оплачивать арендную плату из-за коронавирусных ограничений, – отметил руководитель общественной приемной при
бизнес-омбудсмене Москвы, управляющий партнер консалтинговой компании «Аверта
Групп» Алексей Шаров.
Президент Ассоциации
операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева сообщила, что отрасль в городе «потеряла
1,9 млрд рублей». – Восстановление займет достаточно длинный период: поток
клиентов в московских фитнес-клубах серьезно сократился на фоне нестабильности,
связанной с ранее вводимыми ограничениями. Люди боятся новых ограничений и не
спешат возвращаться в фитнес-клубы, – уточнила эксперт.
Салоны красоты в Москве
в период нерабочих дней потеряли по 400-700 тыс. рублей каждый, а всего их в
городе около 16,5 тыс., отметила общественный уполномоченный по защите прав
предпринимателей индустрии красоты Нина Литвинова. – После этого закрытия
гости, соскучившись по услугам, обеспечивают полную запись. Однако месяц все
равно закроется с падением выручки на 30-40% к прошлому году, – подсчитала она.
О ситуации в ресторанах,
гостиницах и соцбизнесе
В период нерабочих дней
в Москве также снизилась загрузка гостиниц - она составляла от 25 до 30% от
обычных показателей, отметил общественный уполномоченный по вопросам гостиничного
бизнеса Игорь Лаврик. – Бронирование номеров шло почти день в день. Это говорит
о том, что больший процент гостей приезжал в Москву для проведения
бизнес-встреч, в командировки, то есть по необходимости. Только с 10 ноября
ситуация начала выправляться, и сегодня мы подошли к 50% загрузке", – сказал
он.
По оценке
бизнес-омбудсмена Москвы Татьяны Минеевой, в заведениях сферы общепита, где
есть доставка и возможность работы на вынос, в нерабочие дни смогли показать
лишь 30-40% от обычного показателя выручки.
Выручка социальных
предпринимателей в Москве снизилась в период нерабочих дней до 60%, сказал ТАСС
председатель комиссии «Опоры России» по социальному предпринимательству Сергей
Голубев, приводя данные бизнес-объединения. – Люди вернутся и начнут
пользоваться социальными услугами, поэтому проседание уйдет в течение месяца – уточнил
он.
Людмила Шапошникова