13 ноября 2021 г.

«ПРЕДБАНКРОТНЫЙ» ПОДАРОК ПРОДАДУТ С ТОРГОВ?

«Казус-инфо» сообщал своим читателям о позиции Верховного и Конституционного судов (https://www.casus-info.ru/2021/11/blog-post_10.html) в отношении имущества должников-банкротов. Портал «ПРАВО.ru» рассказал про очередной спор о «роскошном» жилье должника, который дошёл до Верховного суда (ВС).

Будущий банкрот Сергей Мешков набрал кредитов на 2,6 млн руб. и построил в Кемерове большой дом. В 2017 году он перестал гасить свои займы и платить налоги. А спустя неделю после первой просрочки платежа Мешков подарил земельный участок и дом, кадастровая стоимость которого составляет 5,25 млн руб., несовершеннолетнему сыну.

Вскоре против Мешкова возбудили дело о несостоятельности (дело № А27-17129/2018). А финансовый управляющий Дмитрий Салтыков заинтересовался «предбанкротным» подарком. Он посчитал, что дарение такого большого дома ребенку — это подозрительная сделка и оспорил договор. Сначала АС Кемеровской области отказался удовлетворять требование, ведь это единственное жилье должника и его семьи. Апелляция с этим согласилась, а кассация вернула дело на новое рассмотрение.

На втором круге сделку признали недействительной. Дарение дома было нужно для вывода имущества из конкурсной массы, решила первая инстанция. И обратила внимание на то, что жилье слишком большое для семьи из трех человек. Апелляция согласилась с этим. Но в кассации решение снова не устояло.

АС Западно-Сибирского округа отказал управляющему. Дом не попадет в конкурсную массу, потому что это единственное жилье должника и его семьи, объяснила кассация.


.
Тогда управляющий вместе с одним из кредиторов пожаловались в ВС. Они напомнили о Постановлении КС № 15-П/2021где говорится, что исполнительский иммунитет на жилье не является абсолютным. По их мнению, за счет продажи дома и участка под ним можно полностью погасить требования кредиторов, а на оставшиеся деньги купить семье жилище поменьше. ВС с ними согласился. Экономколлегия объяснила, что исполнительский иммунитет нужен для того, чтобы гарантировать должнику и его семье право на жилище. Но это не означает, что банкрот сохранит дом «в любом случае». Если окажется, что статус единственного создан искусственно или жилплощадь существенно больше региональных норм, то «защиту» дом может потерять. Акты трех инстанций коллегия отменила, а спор вернула в АС Кемеровской области



Фактически ВС подтвердил позицию, высказанную в августе этого года по делу № А73-12816/2019 (подробнее – ВС впервые определил правила продажи единственного жилья банкрота). Тогда Сергей Блинов, юрист практики разрешения споров Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP , предположил, что закрепленные ВС правила, скорее всего, станут «дежурной памяткой» для нижестоящих судов при разрешении аналогичных споров.

Экономколлегия: «В процедуре банкротства не исключается и возможность приобретения замещающего жилья финансовым управляющим за счет выручки от продажи имущества должника».