«Казус-инфо» сообщал своим читателям о позиции Верховного и Конституционного судов (https://www.casus-info.ru/2021/11/blog-post_10.html) в отношении имущества должников-банкротов. Портал «ПРАВО.ru» рассказал про очередной спор о «роскошном» жилье должника, который дошёл до Верховного суда (ВС).
Будущий банкрот Сергей Мешков набрал кредитов на 2,6 млн руб. и построил в Кемерове большой дом. В 2017 году он перестал гасить свои займы и платить налоги. А спустя неделю после первой просрочки платежа Мешков подарил земельный участок и дом, кадастровая стоимость которого составляет 5,25 млн руб., несовершеннолетнему сыну.
Вскоре
против Мешкова возбудили дело о несостоятельности (дело № А27-17129/2018). А финансовый
управляющий Дмитрий Салтыков заинтересовался «предбанкротным» подарком. Он
посчитал, что дарение такого большого дома ребенку — это подозрительная сделка
и оспорил договор. Сначала АС Кемеровской
области отказался удовлетворять требование, ведь это
единственное жилье должника и его семьи. Апелляция с этим согласилась, а
кассация вернула дело на новое рассмотрение.
На втором круге сделку признали недействительной. Дарение дома было нужно для вывода имущества из конкурсной массы, решила первая инстанция. И обратила внимание на то, что жилье слишком большое для семьи из трех человек. Апелляция согласилась с этим. Но в кассации решение снова не устояло.
АС Западно-Сибирского округа отказал управляющему. Дом не попадет в конкурсную массу, потому что это единственное жилье должника и его семьи, объяснила кассация.
Фактически
ВС подтвердил позицию, высказанную в августе этого года по делу № А73-12816/2019 (подробнее – ВС впервые определил правила продажи единственного жилья
банкрота). Тогда Сергей Блинов, юрист практики разрешения
споров , предположил, что закрепленные ВС
правила, скорее всего, станут «дежурной памяткой» для нижестоящих судов при
разрешении аналогичных споров.
Экономколлегия: «В процедуре банкротства не исключается и возможность приобретения замещающего жилья финансовым управляющим за счет выручки от продажи имущества должника».