1 декабря 2021 г.

«МЕЖВИДОВОЙ» КВАРТЕТ ОТЫГРАЛ ПАРТИЮ НА 159-Ю

Оргтехники для ФСО РФ и расходных материалов для неё, стоимостью более 1,5 млрд. рублей, хватило следствию на возбуждение уголовного дела по мошенничеству в особо крупном

Главное военное следственное управление (ГВСУ) Следственного комитета России завершило расследование нашумевшего уголовного дела о хищениях людей в погонах. Об этом стало известно «Ъ» из достоверных источников. На этот раз мошенничество обнаружено при поставках в Федеральную службу охраны (ФСО) РФ. Любопытно, что криминальный маршрут «проторили»: маршрутизаторы Juniper, защищенные компьютеры, а также расходные материалы для этой оргтехники.

Основными фигурантами дела стали полковник Дмитрий Ширенов –  бывший начальник отдела комплексных проектов управления военно-технического снабжения службы хозяйственного обеспечения (УВТС СХО) ФСО, Михаил Серов – советник руководителя ФГУП СВЭКО спецслужбы. Не обошлось и без коммерсантов: генеральный и исполнительный директора ООО «Парамитек» Алексей Чернецких и Наталья Потапова. «Межвидовому» квартету инкриминируется особо крупное мошенничество. При чём, до окончательного обвинения не сохранилась статья о даче взятки, вменяемой господам Чернецких и Потаповой на первичной стадии.

На ранней стадии версии следствия, коммерсантам Чернецких и Потаповой вменялась передача взятки полковнику Ширенову в виде навороченного компьютера «Макинтош» стоимостью 219 000 рублей. Однако, в итоге следствие посчитало, что ноутбук передавался старшему офицеру в счет его доли из средств, похищенных в результате завышения цен по государственным контрактам. Поэтому в этой части обвинения уголовное преследование «тандема» директоров было прекращено.

Как сообщил «Ъ» «из предъявленного фигурантам обвинения в окончательной редакции, на завершающей стадии расследования в деле, по которому ранее проходили четыре фигуранта, появился еще один подследственный – директор ФГУП СВЭКО ФСО Владимир Мартьянов». Всем им инкриминируется мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). При этом в обвинении в окончательной редакции не осталось ранее фигурировавшей в деле ч. 4 ст. 291 УК РФ (дача взятки). Всем им инкриминируется мошенничество в особо крупном размере. При этом в окончательной редакции обвинения не осталось ранее фигурировавшей в деле ч. 4 ст. 291 УК РФ (дача взятки).

Стоит напомнить, подчёркивает СМИ, что в августе и декабре 2018 года между УВТС СХО ФСО (Ширенов) и ведомственным ФГУП СВЭКО (Мартьянов) были заключены два крупных контракта на поставки для нужд ФСО защищенных компьютеров, оргтехники, а также расходных материалов. На первый контракт было выделено 761 млн. рублей, а на второй – 767,1 млн. рублей.

По версии следствия, полковник Ширенов, в должностные обязанности которого входило решение вопросов подготовки и проведения закупок, организовал тендеры на приобретение маршрутизаторов Juniper, картриджей и других расходных материалов, обеспечив своему знакомому гендиректору ООО «Парамитек» Алексею Чернецких победу как единственному поставщику.

Отпраздновав победу в конкурсе на поставки для ФСО, исполнитель госзаказа ФГУП СВЭКО (Мартьянов) заключил с «Парамитек» и ООО «ЭкспоСервис» (Чернецких) в 2019 году четыре договора: на 42 400 000 рублей, на 77 300 000 рублей, на 60 000 000 рублей и на 54 500 000 рублей. Именно при исполнении госзаказа, по версии следствия, и было похищено порядка 50 000 000 рублей. «Виртуозность» операции была осуществлена благодаря тому, что полковник Ширенов завысил цены на оргтехнику и компьютеры на 30%. Последнее утверждение базируется на результатах экспертизы, проведенной в рамках расследования.

В апреле 2020 года ГВСУ возбудило уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Материалы дела насчитывают около 50 томов. Так же «Ъ» отмечает, что «сначала предпринимателей определили в СИЗО. Позже, после того как они признали свою вину и заключили досудебные соглашения о сотрудничестве, меру пресечения им изменили на домашний арест». Спустя ещё некоторое время с коммерсантов сняли ограничения, взяв с них обязательство о явке к следователю по его требованию.

Федор Червяков