23 декабря 2021 г.

НА ЧТО ХВАТАЕТ СИЛ У НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ?

Масштабы семейно-бытового насилия в России стали всё чаще обсуждаться в Интернете, эфире и на страницах печатных СМИ. попадать в Сеть, эфир и на страницы печатных СМИ. Основными «героинями», как правило становятся представители слабой половины нашего общества – женщины. Но достаточного внимания со стороны государственных институтов, на мой взгляд, проблема так и не получила, а позиция некоторых женщин вообще удивляет

           Счастливая семья Маргариты Грачёвой
Международный резонанс получила трагедия матери двоих
детей (на том момент) Маргариты Грачёвой из подмосковного Серпухова. В Российской Федерации исковые требования жертвы так и не были удовлетворены судебной системой полностью, адекватно понесённому ущербу. Вполне логично пострадавшая обратилась в Европейский суд по правам человека в Страсбурге (далее Суд).

«Казус-инфо» рассказывала читателям на своих страницах о её победе над «визави» (https://www.casus-info.ru/2021/12/blog-post_15.html). Однако её стойкость и целеустремлённость, не для всех россиян (даже из высших эшелонов) оказались очевидными и единственно верными. Редакция связалась с Маргаритой, и она ответила на наши вопросы.

«Казус-инфо»: За время своих мытарств вы обращались за помощью к профильным общественным организациям, например, в Союз женщин России (Подмосковья, Серпухова)? Ведь в Уставе этой чисто женской организации красной нитью проходит оказание помощи российским женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. К примеру, за юридической помощью? Ведь вашу ситуацию можно назвать в юридической плоскости крайне трудной?

Магарита Грачёва: В судебных тяжбах и ряде других вопросов мне на безвозмездной основе помогал Консорциум женских НПО (неправительственных объединений), руководитель проекта «Центр помощи пострадавшим от домашнего насилия» Мари Давтян. Она является соавтором федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия». Мари приехала ко мне прямо в больницу, спустя несколько дней после трагедии и предложила помощь. И я очень благодарна адвокату Валентине Фроловой, которая защищала мои интересы в ЕСПЧ. Это была реальная и очень серьёзная поддержка.

Тем, кто сейчас страдает от домашнего насилия, я бы рекомендовала также обратиться за юридической и психологической помощью в центры «Насилию Нет» и «Ты не одна». От Союза женщин России и председателя этой организации Екатерины Лаховой помощи мы не получали.

Казус-инфо: Как Вы отнеслись к высказыванию председателя Союза женщин России Екатерины Лаховой в вашу сторону о победе в ЕСПЧ? В публичном пространстве – каналу «360» – она открыто заявила: «Надо ещё понимать, с какой конкретной целью Маргарита пошла в ЕСПЧ, кто её надоумил». Что за риторика профессионала Федерального собрания страны в отношении перенёсшей чудовищную расправу многодетной матери?

М.Г.: Это высказывание меня не очень удивило. Когда наше обращение было только передано в ЕСПЧ, туда был отправлен документ, подписанный заместителем министра юстиции РФ Михаилом Гальпериным. Там была фраза, что «масштабы проблемы семейного насилия, а также серьёзность и масштабы его дискриминационного воздействия на женщин в России достаточно преувеличены». И далее в продолжение, что лица мужского пола в России страдают от дискриминации не меньше женщин. И им ещё труднее, потому что мужчинам не подобает жаловаться. После таких высказываний официальных лиц, я уже не удивляюсь новым предположениям.

Казус-инфо»: Вы стали журналистом. Как сегодня развивается ваша профессиональная деятельность, не отвлекает ли от домашних забот? Станет ли журналистика основной профессией, и повлияла ли на выбор профессии Ваша мама – известный в Подмосковье журналист? Как обезопасить слабую половину нашего общества от беззакония в отношении них – ваше мнение как журналиста, и как жертвы чудовищного насилия?

М.Г.: Если вы имеете в виду мою работу телеведущей в программе «Близкие люди» на телеканале «Россия 1», то это уже в прошлом. Проект закрыт. Это был интересный опыт для меня, хотя иногда мне было довольно трудно. 

Как обезопасить себя? В настоящий момент рассчитывать можно лишь на свои силы, близких, друзей. Обратиться за помощью в убежище, в рамках проектов «Насилию Нет» и «Ты не одна», которые я уже называла. Помощи на государственном уровне, к сожалению, пока нет. Возможно, что-то изменится после вынесенного пилотного решения ЕСПЧ. Так как Суд принял пилотное постановление, это означает, что Россия не сможет больше бездействовать и не принимать системных и структурных мер против домашнего насилия. Я очень надеюсь, что Россия наконец-то примет закон против домашнего насилия и проведет ряд структурных реформ для создания эффективной системы профилактики против насилия в семье в отношении женщин.

«Казус-инфо»: Уровень правовой просвещённости населения России, по вашему наблюдению на сегодня? Чему отдаёте превосходство, не беря в расчёт каждодневную Вашу работу: Телевидение, Интернет, печатное слово?

М.Г.: Уровень правовой просвещенности мне оценить трудно, наверное, если сравнивать с серединой прошлого века, есть определённые подвижки вперёд, но я не изучала глубоко этот вопрос. Я лично чаще обращаюсь к Интернету. Одно из преимуществ социальных сетей – то, что мы можем прочесть в них мнение человека. Всех с наступающим Новым годом!     

    К сожалению количество обращений в Страсбургский суд (ЕСПЧ) жителей России не становится меньше. Юристы высказывают различные мнения о таких обращениях, и оно не однозначно. Причём такая практика с ЕСПЧ присуща не только «диссидентам» из России, в странах Европы – это совсем не редкость. А про причину обращения наших земляков, которая не понятна даже членам Совета Федерации, есть конкретные суждения. По мнению адвоката Адвокатской Палаты города Москвы Александра Баляна, который был одним из заявителей в ЕСПЧ, Суд высказал взвешенную позицию относительно такого явления, когда лень и некомпетентность отдельных правоохранителей, которая покрывается произвольным давлением на адвокатов и вторжением в тайну их отношений с доверителями.                                                                                                       

– Эти явления не уникально российские, как видно из перечисленных прецедентов ЕСПЧ для Турции, Франции, Греции, Великобритании и прочих, – для того и создан этот Суд, чтобы ограничивать понятные попытки произвола силовиков, с которым не справилась национальная система конкретного государства, – заострил внимание адвокат.

Федор Червяков