16 марта 2022 г.

ОГОНЬ, БАКАЛЕЯ, ОГОНЬ, АЛКОГОЛЬ. ОГОНЬ, ОГОНЬ, ОГОНЬ, АГОНИЯ-Я-Я?!

За последние две недели население регионов России столкнулось с увеличением цен. Причём всё чаще гарантированный правительством процент не соответствует обещанному

На фоне военной операции на Украине и новой волны санкций темпы роста продаж продуктов и товаров повседневного спроса у ритейлеров выросли более чем вдвое, сообщил «Ъ» со ссылкой на крупнейшую маркетинговую компанию «NielsenIQ». Спрос на бакалею год к году увеличился почти на 50%, также ажиотажные закупки коснулись кофе, чая, товаров для гигиены и алкоголя. Аналитики ждут, что за счет повышенного спроса сети по итогам года смогут нарастить валовую маржу на несколько базисных пунктов – если поток товаров не иссякнет.

Продажи продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) в розничных сетях с 28 февраля по 6 марта выросли на 7,5% в натуральном выражении и на 18,3% в деньгах год к году, следует из исследования «NielsenIQ». Это более чем в два раза превышает динамику до начала военной операции РФ на Украине и новой волны санкций. Заметнее всего с 21 февраля по 6 марта вырос спрос на продукты длительного хранения (сахар, крупы, консервы и т. п.) – на 46% год к году. Продажи кофе и чая подскочили на 23%, товаров для ухода за собой и безалкогольных напитков – на 22%, алкоголя – на 18%.

Так, сопоставимые продажи у дискаунтеров с 21 февраля в деньгах росли на 12-16% в неделю против 5-6% в обычное время. У гипермаркетов показатель подскочил до 7-12%, тогда как ранее был в отрицательной зоне. В магазинах "у дома" недельный прирост продаж во время кризиса увеличился до 19-24% против 12% в обычное время, в супермаркетах – до 6-7% в неделю с отрицательных значений.


Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отмечает, что во время ажиотажного спроса покупатели выбирают прежде всего магазины с низкими ценами и возможностью сделать больше закупок в одном месте, что и сказалось на популярности дискаунтеров и гипермаркетов.

В Госкорпорации «Русагро» («Русский сахар», «Чайкофский», «Мечта хозяйки») говорят, что спрос розничных сетей на сахар на торгах вырос в восемь раз и в марте объем поставок на 20% превысит уровень февраля. «Мы вывели поставки в сети на максимум, дополнительно включив фасовочные линии», – отметили в группе. Спрос на растительное масло вырос не так драматично – на 10-15%. В крупнейшем агропропромышленном комплексе «АФГ Националь» отмечают, что отгрузки фасованных круп идут с опережением плана, мощностей и запасов сырья хватает, но вероятны перебои с поставками товаров с импортной составляющей из-за проблем с перевозками. В холдинге добавили, что с конца февраля цены на продукцию выросли на 10–20% на фоне удорожания семян, упаковки, кредитов и пр.

На фоне ажиотажного спроса ряд сетей начали ограничивать продажу товаров в одни руки. В большинстве случаев меры касаются сахара, а также круп, макаронных изделий, консервов и средств гигиены. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») заявили, что при поставках отдают приоритет магазинам, где фиксируется дополнительная потребность в товарах, а также работают с поставщиками над устранением «узких мест». Ранее X5 объявила о моратории на штрафы за недопоставку и сокращении срока рассмотрения цен до пяти рабочих дней. В последние дни спрос на бакалею «несколько стабилизировался», добавили в X5. В Metro отмечают, что пик ажиотажного спроса пройден. В «Магните», «Ленте», Auchan и «Верном» на вопросы не ответили.

Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков говорит, что выполнение возросших заказов в первую очередь осложняется ограниченными производственными и логистическими возможностями, сокращающимися складскими запасами и сравнительно долгим сроком получения денег от сетей за поставленные товары.


 

Как отмечает Марат Ибрагимов, в целом ажиотажные закупки должны позитивно сказаться на LfL-продажах и выручке крупнейших ритейлеров в 2022 году, а изменение продуктового набора может привести к росту валовой маржи на несколько базисных пунктов. По его словам, в следующие пару месяцев некоторые ритейлеры могут попробовать нарастить долю рынка, жертвуя частью маржи для сдерживания роста цен. Но для сохранения потока покупателей нужно, чтобы сохранился поток товаров, сообщил Анатолий Костырев из «Ъ».

Федор Червяков по материалам СМИ