10 мая 2022 г.

АСС – «УДВАС» с большой буквы. Или, Климовский штурман – от У2 до ТБ-3 и Ил-2

 Проект «Журналистский долг памяти», начатый в 2020 году живёт и развивается. Продолжается поисковая работа сотрудников подмосковных СМИ. И вот очередная находка газеты «Казус-инфо» –  штурман бомбардировочной авиации подполковник в отставке из Подмосковного Климовска Половинкин Павел Кириллович

В семье капитана запаса Андрея Фатеева родом из подмосковного Климовска к армейской теме издавна относятся с уважением и достойным почитанием. Это, уверен офицер ГРАУ МО РФ Андрей Александрович – наследственное. Его дед был кадровым офицером: подполковник Половинкин Павел Киррилович служил в Красной армии во Время Финской, а потом и Великой Отечественной авиационным штурманом в бомбардировочной авиации. Именно обращение внука к журналистам открыло не полностью известную часть судьбы беззаветного защитника Родины.

Павел Половинкин родился 10 января 1908 года в деревне Малаховка Сорочинского района Чкаловской области на Казахстане в семье крестьянина середняка. Детство и юношество прошло как у большинства мальчишек той эпохи, того уголка нашей бескрайней Родины. Не чужды были и проказы, и «подвиги», присущие для своего возраста, и разные школьные перипетии. С детства мальчик активно участвовал в сельхозработах личного подсобного хозяйства и работал в местном колхозе «Победитель». В 1920 году закончил 4 класса начальной школы. В семье кроме него подрастали ещё пятеро детей: 4 сестры и один брат, поэтому со школой было принято решение на семейном совете временно «отложить до лучших времён».

В 1930 году 3 октября уже вполне возмужавший Павел Половинкин был призван Сорочинским РВК в армию. Впоследствии направлен на сборный пункт в Ташкентский объединённый военкомат Узбекской ССР. Служба началась на должности красноармейца в 1-ом отдельном батальоне связи Среднеазиатского военного округа (САВО). В апреле 1931 года последовало первое повышение – назначен командиром отделения 48-погранотряда САВО.

В декабре 1931 года Половинкин направлен командованием на курсы стрелков-бомбардиров при 3-ей Военной школе летчиков и лётчиков-наблюдателей в городе Оренбурге (в последствии военное авиационное училище им. К.Е. Ворошилова). Освоив специальность стрелка-бомбардира в начале сентября 1932 года, он получает направление во 2-ю авиационную бригаду Ленинградского военного округа (ЛенВО), дислоцированную в местечке Едрово близь города Валдай на Новгородчине.

Начались кропотливые будни военной летной службы – занятия, дежурства, практическая и тактическая подготовка в ВВС. Уже через двадцать дней 22 сентября Павел Половинкин совершил свой первый выход на просторы пятого океана («Южного океана» в то время ещё не крестили). С этого времени по 1939 год в его личной лётной книжке была зафиксирована целая глава лётной эпопеи.

Начало службы прошло на должности стрелок-бомбардир и длилось два года, затем полтора года на должности стрелок радист. В это время Павел встретил девушку Анюту, через некоторое время они сыграли свадьбу, а в 1935 году в молодой семье появляется первенец – Геннадий. В ноябре 1935 года перспективного авиатора направляют на обучение в Школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени И.В. Сталина в городе Ейске СевероКавказского военного округа. В июле 1936 года, успешно завершив освоение программы и блестяще сдав экзамены, Половинкин направляется по прежнему месту службы с присвоением воинского звания «лейтенант». В части молодого офицера назначают на должность «штурман корабля».

В 1937 году в офицерской семье Половинкиных ещё пополнение – родился второй сын – Рудольф. А в июле 1938 года командование направляет Павла Кирилловича на повышение, он назначается штурманом отряда бомбардировщиков в/части 8523 (г. Сольцы) в том же ЛенВО. Сегодня, как и ранее, там базируются стратегические бомбардировщики дальней авиации Ту-22М3. В 1939 году 19 апреля ему было присвоено очередное воинское звание «старший лейтенант».

Нагрузка возрастала с приходом опыта и повышения практических навыков. Боевые самолёты, на которых летал штурман Половинкин, составляли внушительную часть красноармейского воздушного бомбардировочного парка того времени: У-2 – лёгкий ночной бомбардировщик; ТБ-1 – двухмоторный тяжёлый бомбардировщик; ТБ-3 – четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик; СБ – основной тактический бомбардировщик (скоростной бомбардировщик).

Всего с 1932 года по 1939 год Павел Кириллович совершил 366 полётов общей продолжительностью 2029 часов 10 минут. Большая часть полётов – 314 (1867 часов) – в кабине ТБ-3, из них 11 в ночном небе (60 часов). На ТБ-1 – 38 вылетов (85 часов), на У-2 – 8 вылетов (10 часов) и СБ – 6 полётов продолжительностью 7 часов 10 минут. Общий налёт ночью – 60 часов.

Реальные боевые вылеты начались в составе 2-го скоростного бомбардировочного авиационного полка скоростной бомбардировочной авиабригады. Это было на Советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Полк принимал участие в боевых действиях с 30 ноября 1939 года в составе ВВС 7 Армии, а с 27 декабря 1939 года по 13 марта 1940 в составе 15 СБАБр ВВС 13-ой Армии Северо-Западного фронта. Всего лётным составом полка было выполнено 2237 боевых вылетов. Авиаторы полка претендовали на 9 сбитых финских самолетов. Командовал красными соколами с марта 1938 по июнь 1941года полковник Писарский Борис Романович.

Павел Кириллович Половинкин в 1939 году принял участие в 6 боевых полётах на СБ (7часов 10 мин.). В 1940 году штурман Половинкин выполнял тактические задания на самолёте СБ – 87 полетов (119 часов 28 мин.), из которых 10 полетов в ночной кромешной мгле. Из них боевого налёта в советско-финских боевых действиях – 39 вылетов продолжительностью 68 часов. За успехи в боях финской компании Указом ПВС СССР от 08.04.1940г. он был награждён первой боевой наградой – орденом Красной звезды. Сложная международная обстановка накладывала особый отпечаток на боевую учёбу Вооружённых сил и лётного состава в том числе единственного в Мире социалистического государства.

Великую Отечественную войну старший лейтенант Половинкин встретил в должности помощника штурман эскадрильи 620 ночного авиационного полка 61 армии Западного фронта. В самолётный парк его «багажа» добавились новые машины: АР-2 – основной пикирующий бомбардировщик, Р-5 – самолёт-разведчик и легенда советской авиации, нагонявшая страх и ужас на фрицев. И, наконец, штурмовик Ил-2 («летающий танк»), который стал одним из символов ВОВ и Великой победы в ней. Кроме того, на завершающем этапе боевых действий Советской армии по разгрому фашистских полчищ в их логове Павел Кирилловичи полетал и на ночном бомбардировщике Ли-2. Эти полёты, в свою очередь, отличались своей продолжительностью.

В 1942 году приказом командующего Западным фронтом от 20.02.1942 № 0193 ему присвоено воинское звание «капитан». В Аттестационном листе за подписью командующего ВВС 61 армии полковника Ухова сказано: «В отечественной войне проявил себя как смелый, самоотверженный командир, хорошо владеет штурманским делом, как днём, так и ночью, в сложных метеоусловиях. Лично имеет 10 боевых вылетов днём на самолёте АР-2 и 10 ночью на самолёте Р-5 в составе 594 авиационного полка».

Подтверждением достойного выбора командиров стал подвиг, за который Павел Кириллович был отмечен медалью «За отвагу» по Указу ПВС СССР от 15 апреля 1942 года. В наградном листе указано: «3 марта 1942г., производя бомбометание по скоплению войск противника в населённом пункте КЦЫПЬ при плохих метеоусловиях с Н=500 мт. разрушил 4 строения, в которых находились фашистская пехота. 6 марта 1942 г. бомбардировал скопление автомашин в ИВАНОВО и обстрелял пулемётным огнём с Н=300 мт. – противник понёс значительные потери. В последующих полётах тов. ПОЛОВИНКИН, несмотря на противодействие зенитно-пулемётного и зенитно-артиллерийского огня метко громил врага. ВЫВОД: Достоин награждения правительственной наградой медалью «ЗА ОТВАГУ»

А буквально через 5 месяцев после «капитана», Нарком обороны Советского Союза Иосиф Сталин своим приказом № 01029 от 13.09.1942 года присвоил ему за отличие по уничтожению фрицев досрочно звание старшего офицера – «майор».

В 1943 году основными боевыми машинами для Половинкина становятся лёгкий ночной бомбардировщик У-2, СБ – скоростной бомбардировщик и Р-5 – самолёт-разведчик, а основное время «работы» – ночь. Задачи разные – от бомбометания, рекогносцировки и разведки до передислокации на новый аэродром. Десятки вылетов и часов, из которых практически 50 % – боевых. Запись в личной лётной книжке:

«Итого за август 1943г. – 18 вылетов с налётом 33 ч. 10м. днем – 5, ночью – 13. Часов днём – 15ч. 30м.; ночью – 17ч. 40 м. Из них боевых – 13 вылетов с налётом – 17ч. 40 м. Нач. штаба 620 Штурмового Авиационного полка майор Гладких». И это лишь один фрагмент, но подвигов не стало меньше. В сентябре 1943 года командующий 2-ой воздушной армии генерал-лейтенант авиации Красовский принимает решение наградить «новоиспечённого» майора орденом Отечественной войны II степени. В наградном листе перечислен урон, нанесённый немецко-фашистским захватчикам:

«Уничтожено: автомашин с войсками и грузом – 12; разбито строений, укреплённых противником – 48; создано очагов пожара – 20; создано крупных взрывов – 10; повреждено ж/д полотно – в 10 местах. В ночь со 2 на 3 февраля 1943г., проводя разведку, обнаружил большое скопление автомашин в районе м. ТРОСТИНЕЦ и в/эшелон. Бомбардировал автоколонну, уничтожил 2 автомобиля с грузом и создал пожар. В ночь с 5 на 6 августа 1943г. бомбардировал войска в м. ТАРАСОВКА. Произвёл 2 вылета за ночь, сбросил 600 кг бомб, уничтожено 3 автомашины, подавлена зенитная точка, инициировано 2 крупных взрыва. Успешно организовано и произведено 76 боевых вылетов ночью. Подтверждено штабом 620 авиаполка».   

8 июня 1944 года Павел Половинкин впервые садится в кабину самолёта, уже ставшего легендой советской армии – штурмовика ИЛ-2 («летающий танк»), и проводит в небе 1 час 30 минут на маршруте, установленном полётным заданием. Всего на данной машине им было выполнено 17 полётов, продолжительность их составила 31 час 40 минут. Все полёты прошли в небе над Кировоградом и его окрестностями.

После войны больше стали востребованы полёты на проверенном и разностороннем «тихоходе» По-2 и до июля 1948 года он летал на нём. Лишь в 1947 году пришлось участвовать в нескольких полётах на воздушной «неотложке» – санитарном самолёте С-2. Заключительным стал полёт 6 июня 1948 года на самолёте По-2, продолжительность его составила 4 часа 40 минут. На земле служба лишь по названиям должностей слегка напоминала о небе. С декабря 1948 года это 55 отдельный Хинганский Краснознамённый полк – начальник комендатуры–штурман. С 30 апреля 1952 года – дежурный штурман ПУ Управления Командующего войск воздушной обороны приграничной линии Дальнего Востока (ДВ). И.о. командира 416 отдельного авиационно-технического батальона ВВС ДВ с 14 ноября 1952 года. В запас ветеран Великой Отечественной войны и военной службы подполковник Половинкин Павел Кириллович был уволен 5 ноября 1954 года. За долголетнюю службу в том числе по защите рубежей Родины ему было сохранено право ношения военной формы одежды.

География героического боевого пути летчика-штурмана обширна и интересна. Из Ленинградского военного округа судьба переместила его на Северо-Западный фронт (война с Финляндией 26.9.1939-12.3.1940). Затем война с Германией: Северный фронт 21.06.1941-22.8.1941г.г.; Западный фронт 20.11.1941-1.5.1942г.г.   В последствии воевал в 61-ой Армии на Брянском фронте 1.5.1942-1.6.1942г.г. Затем был Воронежский фронт 1.6.1942-13.6.1943г.г. Также его авиационное подразделение воевало в составе 2-ой Воздушной армии 1-го Украинского фронта 13.6.1943-25.6.1944г.г. С начала штурманского пути в небе он произвёл 747 полётов из которых 112 ночью. Из них боевых полётов – 56 с налётом – 90 часов 30 минут. Общий налёт часов составил – 2794 часа 37 минут, из которых 216 часов 57 минут в ночных условиях.

Командование отметила участие Павла Кирилловича в операциях на фронтах войны боевыми наградами: медаль «За отвагу» (1942г.), медаль «За боевые заслуги» (1944г.), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» (1945г.), медаль ХХХ лет Советской Армии и Флоту», 2 ордена «Красной звезды» (1940г., 1945г.), орден Отечественной войны II степени (1943г.), орден Красного знамени (1950г.).

После увольнения судьба привела боевого летчика-фронтовика в Подмосковный Климовск. Здесь он устроился на работу на завод. В 1972 году Павел Кириллович после продолжительной болезни скончался. Захоронен герой войны на Сергеевском городском кладбище города Климовска. Все материалы, присланные из Центрального архива, его шлемофон и вотоматериалы – торжественно переданы в местный краеведческий музей Климовска.

Фёдор Червяков