Проект «Журналистский долг памяти», начатый в 2020 году живёт и развивается. Продолжается поисковая работа сотрудников подмосковных СМИ. И вот очередная находка газеты «Казус-инфо» – штурман бомбардировочной авиации подполковник в отставке из Подмосковного Климовска Половинкин Павел Кириллович
Павел Половинкин
родился 10 января 1908 года в деревне Малаховка Сорочинского района Чкаловской
области на Казахстане в семье крестьянина середняка. Детство и юношество прошло
как у большинства мальчишек той эпохи, того уголка нашей бескрайней Родины. Не
чужды были и проказы, и «подвиги», присущие для своего возраста, и разные школьные
перипетии. С детства мальчик активно участвовал в сельхозработах личного
подсобного хозяйства и работал в местном колхозе «Победитель». В 1920 году
закончил 4 класса начальной школы. В семье кроме него подрастали ещё пятеро
детей: 4 сестры и один брат, поэтому со школой было принято решение на семейном
совете временно «отложить до лучших времён».
В 1930 году 3
октября уже вполне возмужавший Павел Половинкин был призван Сорочинским РВК в
армию. Впоследствии направлен на сборный пункт в Ташкентский объединённый
военкомат Узбекской ССР. Служба началась на должности красноармейца в 1-ом
отдельном батальоне связи Среднеазиатского военного округа (САВО). В апреле
1931 года последовало первое повышение – назначен командиром отделения
48-погранотряда САВО.
В декабре 1931 года
Половинкин направлен командованием на курсы стрелков-бомбардиров при 3-ей
Военной школе летчиков и лётчиков-наблюдателей в городе Оренбурге (в
последствии военное авиационное училище им. К.Е. Ворошилова). Освоив
специальность стрелка-бомбардира в начале сентября 1932 года, он получает направление
во 2-ю авиационную бригаду Ленинградского военного округа (ЛенВО),
дислоцированную в местечке Едрово близь города Валдай на Новгородчине.
Начало службы
прошло на должности стрелок-бомбардир и длилось два года, затем полтора года на
должности стрелок радист. В это время Павел встретил девушку Анюту, через
некоторое время они сыграли свадьбу, а в 1935 году в молодой семье появляется
первенец – Геннадий. В ноябре 1935 года перспективного авиатора направляют на
обучение в Школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени И.В. Сталина в
городе Ейске СевероКавказского военного округа. В июле 1936 года, успешно
завершив освоение программы и блестяще сдав экзамены, Половинкин направляется
по прежнему месту службы с присвоением воинского звания «лейтенант». В части
молодого офицера назначают на должность «штурман корабля».
Нагрузка
возрастала с приходом опыта и повышения практических навыков. Боевые самолёты,
на которых летал штурман Половинкин, составляли внушительную часть красноармейского
воздушного бомбардировочного парка того времени: У-2 – лёгкий ночной
бомбардировщик; ТБ-1 – двухмоторный тяжёлый бомбардировщик; ТБ-3 –
четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик; СБ – основной тактический
бомбардировщик (скоростной бомбардировщик).
Реальные боевые
вылеты начались в составе 2-го скоростного бомбардировочного авиационного полка
скоростной бомбардировочной авиабригады. Это было на Советско-финляндской войне
1939-1940 годов. Полк принимал участие в боевых действиях с 30
ноября 1939 года в составе ВВС 7 Армии, а с 27 декабря 1939 года по 13 марта
1940 в составе 15 СБАБр ВВС 13-ой Армии Северо-Западного фронта. Всего лётным
составом полка было выполнено 2237 боевых вылетов. Авиаторы полка претендовали
на 9 сбитых финских самолетов. Командовал
красными соколами с марта 1938 по июнь 1941года полковник Писарский Борис
Романович.
Павел Кириллович Половинкин в 1939 году принял участие в 6 боевых полётах на СБ (7часов 10 мин.). В 1940 году штурман Половинкин выполнял тактические задания на самолёте СБ – 87 полетов (119 часов 28 мин.), из которых 10 полетов в ночной кромешной мгле. Из них боевого налёта в советско-финских боевых действиях – 39 вылетов продолжительностью 68 часов. За успехи в боях финской компании Указом ПВС СССР от 08.04.1940г. он был награждён первой боевой наградой – орденом Красной звезды. Сложная международная обстановка накладывала особый отпечаток на боевую учёбу Вооружённых сил и лётного состава в том числе единственного в Мире социалистического государства.
Великую
Отечественную войну старший лейтенант Половинкин встретил в должности помощника
штурман эскадрильи 620 ночного авиационного полка 61 армии Западного фронта. В
самолётный парк его «багажа» добавились новые машины: АР-2 – основной пикирующий
бомбардировщик, Р-5 – самолёт-разведчик и легенда советской авиации, нагонявшая
страх и ужас на фрицев. И, наконец, штурмовик Ил-2 («летающий танк»), который
стал одним из символов ВОВ и Великой победы в ней. Кроме того, на завершающем
этапе боевых действий Советской армии по
разгрому фашистских полчищ в их логове Павел Кирилловичи полетал и на
ночном бомбардировщике Ли-2. Эти полёты, в свою очередь, отличались своей
продолжительностью.
В 1942 году
приказом командующего Западным фронтом от 20.02.1942 № 0193 ему присвоено
воинское звание «капитан». В Аттестационном листе за подписью командующего ВВС 61
армии полковника Ухова сказано: «В отечественной войне проявил себя как смелый,
самоотверженный командир, хорошо владеет штурманским делом, как днём, так и
ночью, в сложных метеоусловиях. Лично имеет 10 боевых вылетов днём на самолёте
АР-2 и 10 ночью на самолёте Р-5 в составе 594 авиационного полка».
Подтверждением достойного
выбора командиров стал подвиг, за который Павел Кириллович был отмечен медалью
«За отвагу» по Указу ПВС СССР от 15 апреля 1942 года. В наградном листе
указано: «3 марта 1942г., производя бомбометание по скоплению войск противника
в населённом пункте КЦЫПЬ при плохих метеоусловиях с Н=500 мт. разрушил 4
строения, в которых находились фашистская пехота. 6 марта 1942 г. бомбардировал
скопление автомашин в ИВАНОВО и обстрелял пулемётным огнём с Н=300 мт. –
противник понёс значительные потери. В последующих полётах тов. ПОЛОВИНКИН,
несмотря на противодействие зенитно-пулемётного и зенитно-артиллерийского огня
метко громил врага. ВЫВОД: Достоин награждения правительственной наградой
медалью «ЗА ОТВАГУ»
В 1943 году основными боевыми машинами для
Половинкина становятся лёгкий ночной бомбардировщик У-2, СБ – скоростной
бомбардировщик и Р-5 – самолёт-разведчик, а основное время «работы» – ночь.
Задачи разные – от бомбометания, рекогносцировки и разведки до передислокации
на новый аэродром. Десятки вылетов и часов, из которых практически 50 % –
боевых. Запись в личной лётной книжке:
«Итого за август 1943г. – 18 вылетов с
налётом 33 ч. 10м. днем – 5, ночью – 13. Часов днём – 15ч. 30м.; ночью – 17ч.
40 м. Из них боевых – 13 вылетов с налётом – 17ч. 40 м. Нач. штаба 620
Штурмового Авиационного полка майор Гладких». И это лишь один фрагмент, но
подвигов не стало меньше. В сентябре 1943 года командующий 2-ой воздушной армии
генерал-лейтенант авиации Красовский принимает решение наградить
«новоиспечённого» майора орденом Отечественной войны II
степени.
В наградном листе перечислен урон, нанесённый немецко-фашистским захватчикам:
«Уничтожено: автомашин с войсками и грузом – 12; разбито строений, укреплённых противником – 48; создано очагов пожара – 20; создано крупных взрывов – 10; повреждено ж/д полотно – в 10 местах. В ночь со 2 на 3 февраля 1943г., проводя разведку, обнаружил большое скопление автомашин в районе м. ТРОСТИНЕЦ и в/эшелон. Бомбардировал автоколонну, уничтожил 2 автомобиля с грузом и создал пожар. В ночь с 5 на 6 августа 1943г. бомбардировал войска в м. ТАРАСОВКА. Произвёл 2 вылета за ночь, сбросил 600 кг бомб, уничтожено 3 автомашины, подавлена зенитная точка, инициировано 2 крупных взрыва. Успешно организовано и произведено 76 боевых вылетов ночью. Подтверждено штабом 620 авиаполка».
8 июня 1944 года
Павел Половинкин впервые садится в кабину самолёта, уже ставшего легендой
советской армии – штурмовика ИЛ-2 («летающий танк»), и проводит в небе 1 час 30
минут на маршруте, установленном полётным заданием. Всего на данной машине им
было выполнено 17 полётов, продолжительность их составила 31 час 40 минут. Все
полёты прошли в небе над Кировоградом и его окрестностями.
После войны больше
стали востребованы полёты на проверенном и разностороннем «тихоходе» По-2 и до
июля 1948 года он летал на нём. Лишь в 1947 году пришлось участвовать в нескольких
полётах на воздушной «неотложке» – санитарном самолёте С-2. Заключительным стал
полёт 6 июня 1948 года на самолёте По-2, продолжительность его составила 4 часа
40 минут. На земле служба лишь по названиям должностей слегка напоминала о
небе. С декабря 1948 года это 55 отдельный Хинганский Краснознамённый полк –
начальник комендатуры–штурман. С 30 апреля 1952 года – дежурный штурман ПУ Управления
Командующего войск воздушной обороны приграничной линии Дальнего Востока (ДВ). И.о.
командира 416 отдельного авиационно-технического батальона ВВС ДВ с 14 ноября
1952 года. В запас ветеран Великой Отечественной войны и военной службы
подполковник Половинкин Павел Кириллович был уволен 5 ноября 1954 года. За
долголетнюю службу в том числе по защите рубежей Родины ему было сохранено
право ношения военной формы одежды.
География
героического боевого пути летчика-штурмана обширна и интересна. Из
Ленинградского военного округа судьба переместила его на Северо-Западный фронт
(война с Финляндией 26.9.1939-12.3.1940). Затем война с Германией: Северный
фронт 21.06.1941-22.8.1941г.г.; Западный фронт 20.11.1941-1.5.1942г.г. В
последствии воевал в 61-ой Армии на Брянском фронте 1.5.1942-1.6.1942г.г. Затем
был Воронежский фронт 1.6.1942-13.6.1943г.г. Также его авиационное
подразделение воевало в составе 2-ой Воздушной армии 1-го Украинского фронта
13.6.1943-25.6.1944г.г. С начала штурманского пути в небе он произвёл 747
полётов из которых 112 ночью. Из них боевых полётов – 56 с налётом – 90 часов
30 минут. Общий налёт часов составил – 2794 часа 37 минут, из которых 216 часов
57 минут в ночных условиях.
Командование отметила
участие Павла Кирилловича в операциях на фронтах войны боевыми наградами:
медаль «За отвагу» (1942г.), медаль «За боевые заслуги» (1944г.), медаль «За
победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.» (1945г.), медаль
ХХХ лет Советской Армии и Флоту», 2 ордена «Красной звезды» (1940г., 1945г.),
орден Отечественной войны II степени (1943г.), орден
Красного знамени (1950г.).