Федеральная антимонопольная служба (ФАС) Российской Федерации просит упростить процедуру ценового контроля рынков
ФАС предложила ужесточить контроль над ценами – в случаях «необоснованного» их роста служба просит полномочий до 2024 года привлекать бизнес к ответственности при сговорах по упрощенной схеме.
Де-факто это поможет государству
оперативно вмешиваться в ценовое регулирование и сглаживать пики в условиях
санкций и ухода с рынков иностранных поставщиков. Ожидается, что основанием для
решения ФАС станет заключение Минэкономики об обоснованности роста цен – в министерстве, однако, не детализировали
критерии такой оценки. Юристы и деловое сообщество отмечают наличие коллизий в
проекте и предупреждают о рисках избыточного вмешательства государства в ценовую
политику компаний.
ФАС и Минэкономики намерены расширить
контроль над ценообразованием на рынке – подготовленные службой со ссылкой на
поручение первого вице-премьера Андрея Белоусова поправки к ФЗ-46 от 8 марта
2022 года (о поддержке граждан и бизнеса в условиях санкций) направлены
замглавы ФАС Сергеем Пузыревским в рабочую группу «регуляторной гильотины» по развитию
конкуренции.
Для этого ФАС предлагает запретить в
2022–2024 годах согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят
к установлению «экономически необоснованной цены» товара (существенным
предлагается считать рост цен более чем на 30% за период не более 60 дней). Как
поясняют в службе, в виду имеется рост цен, не обусловленный существенным
изменением спроса или предложения, цен на сырье и материалы или тарифов.
Оценивать обоснованность роста цен ФАС будет на основании заключения
Минэкономики и поручения правительства. При этом ФАС предлагает распространить
институт предупреждения на эти нарушения, освободив компании от административной
ответственности при его исполнении. Социальную значимость товаров предлагается
определять на основе анализа Минэкономики. В министерстве вчера сообщили “Ъ”,
что принимали участие в подготовке законопроекта – но критерии обоснованности
ценообразования рыночных игроков комментировать отказались.
В экспертном и деловом сообществах идеи
ФАС вызывают скепсис. По словам руководителя экспертного центра «Деловой
России» по антимонопольному регулированию Сергея Колесникова, «инициатива
расширяет полномочия ФАС, облегчает условия вмешательства в ценообразование
рыночных игроков – причем вопрос обоснованности ценовой политики будет
приниматься на основе собственной аналитики ведомств. Поправки могли быть
востребованы в условиях резкого роста цен весной, но теперь же мы наблюдаем
дефляцию и видим риски избыточного контроля».
Юрист BGP Litigation Илья Кожевников
поясняет, что проект допускает ценовое регулирование не только организаций,
занимающих доминирующее положение, но и неопределенного круга иных
хозяйствующих субъектов.
По его словам, задачей инициативы,
очевидно, является создание легитимных механизмов массового ценового контроля.
– Однако из законопроекта не
представляется возможным установить, как антимонопольный орган планирует
разграничивать составы коллективного злоупотребления доминирующим положением и
согласованных действий, – добавляет эксперт.
Кирилл Дозмаров, партнер консалтинговой
фирмы Kulik & Partners Law.Economics разъясняет, что ранее для установления
факта согласованных действий ФАС нужно было доказать согласованность. По
проекту же достаточно установить только факт превышения цены, а также её
«необоснованность».
– Из диспозиции нарушения убирают
главную и сутевую часть нарушения – саму согласованность действий. Для ФАС это
значительно упростит возможность быстро вмешиваться в бизнес-процессы и
применять санкции, – отмечает он. По словам эксперта, проект де-факто снижает стандарт
доказывания нарушений – однако в службе c этим не согласны: «В настоящее время
такой запрет не предусмотрен законом о защите конкуренции, в связи с чем
невозможно говорить о снижении стандарта доказывания», – пояснили надзорные
эксперты.
Федор Червяков