21 июля 2022 г.

ФАС ПЫТАЕТСЯ ЗАМОРОЗИТЬ РОСТ РЫНОЧНЫХ ЦЕН НА ТРИ ГОДА

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) Российской Федерации просит упростить процедуру ценового контроля рынков

ФАС предложила ужесточить контроль над ценами – в случаях «необоснованного» их роста служба просит полномочий до 2024 года привлекать бизнес к ответственности при сговорах по упрощенной схеме.

Де-факто это поможет государству оперативно вмешиваться в ценовое регулирование и сглаживать пики в условиях санкций и ухода с рынков иностранных поставщиков. Ожидается, что основанием для решения ФАС станет заключение Минэкономики об обоснованности роста цен –  в министерстве, однако, не детализировали критерии такой оценки. Юристы и деловое сообщество отмечают наличие коллизий в проекте и предупреждают о рисках избыточного вмешательства государства в ценовую политику компаний.

ФАС и Минэкономики намерены расширить контроль над ценообразованием на рынке – подготовленные службой со ссылкой на поручение первого вице-премьера Андрея Белоусова поправки к ФЗ-46 от 8 марта 2022 года (о поддержке граждан и бизнеса в условиях санкций) направлены замглавы ФАС Сергеем Пузыревским в рабочую группу «регуляторной гильотины» по развитию конкуренции.

Авторы в пояснительной записке сетуют, что ситуация с ростом цен зачастую определяется не экономическими процессами, а недобросовестным поведением спекулянтов — а документ позволит пресекать такое поведение.

Для этого ФАС предлагает запретить в 2022–2024 годах согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят к установлению «экономически необоснованной цены» товара (существенным предлагается считать рост цен более чем на 30% за период не более 60 дней). Как поясняют в службе, в виду имеется рост цен, не обусловленный существенным изменением спроса или предложения, цен на сырье и материалы или тарифов. Оценивать обоснованность роста цен ФАС будет на основании заключения Минэкономики и поручения правительства. При этом ФАС предлагает распространить институт предупреждения на эти нарушения, освободив компании от административной ответственности при его исполнении. Социальную значимость товаров предлагается определять на основе анализа Минэкономики. В министерстве вчера сообщили “Ъ”, что принимали участие в подготовке законопроекта – но критерии обоснованности ценообразования рыночных игроков комментировать отказались.

В экспертном и деловом сообществах идеи ФАС вызывают скепсис. По словам руководителя экспертного центра «Деловой России» по антимонопольному регулированию Сергея Колесникова, «инициатива расширяет полномочия ФАС, облегчает условия вмешательства в ценообразование рыночных игроков – причем вопрос обоснованности ценовой политики будет приниматься на основе собственной аналитики ведомств. Поправки могли быть востребованы в условиях резкого роста цен весной, но теперь же мы наблюдаем дефляцию и видим риски избыточного контроля».

Юрист BGP Litigation Илья Кожевников поясняет, что проект допускает ценовое регулирование не только организаций, занимающих доминирующее положение, но и неопределенного круга иных хозяйствующих субъектов.

По его словам, задачей инициативы, очевидно, является создание легитимных механизмов массового ценового контроля.

– Однако из законопроекта не представляется возможным установить, как антимонопольный орган планирует разграничивать составы коллективного злоупотребления доминирующим положением и согласованных действий, – добавляет эксперт.

Кирилл Дозмаров, партнер консалтинговой фирмы Kulik & Partners Law.Economics разъясняет, что ранее для установления факта согласованных действий ФАС нужно было доказать согласованность. По проекту же достаточно установить только факт превышения цены, а также её «необоснованность».

– Из диспозиции нарушения убирают главную и сутевую часть нарушения – саму согласованность действий. Для ФАС это значительно упростит возможность быстро вмешиваться в бизнес-процессы и применять санкции, – отмечает он. По словам эксперта, проект де-факто снижает стандарт доказывания нарушений – однако в службе c этим не согласны: «В настоящее время такой запрет не предусмотрен законом о защите конкуренции, в связи с чем невозможно говорить о снижении стандарта доказывания», – пояснили надзорные эксперты.

Федор Червяков