14 ноября 2022 г.

ИДЕИ ДЛЯ «МАЖЁРОВ» ПОШЛИ БЫ НА ПОЛЬЗУ

Автор авто-проекта «20 идей по развитию России» предлагает привязать размер дорожных штрафов к стоимости автомобиля нарушителя


Владелец Porsche Panamera в Смоленске систематически нарушал правила парковки и превышал скорость. В 2020 году водитель автомобиля за 13 млн рублей накопил почти 500 штрафов на общую сумму 853 тыс. рублей. Но вместо того, чтобы заплатить хотя бы часть, обладатель люксовой машины прятался от полиции и судебных приставов, не реагировал на квитанции и не отвечал на телефонные звонки.

Его не остановило даже официальное ограничение на управление автомобилем, нарушитель продолжал ездить на своем Porsche вопреки всему. Местным приставам пришлось устроить целый рейд, чтобы поймать водителя и арестовать его автомобиль. Сразу после этого нарушитель нашел полную сумму и заплатил все накопившиеся штрафы.

Тогда же в Москве обнаружилась владелица Mazda, накопившая штрафы на 1 млн рублей. А 22-летний иностранец на Mercedes-Benz побил рекорд по общему количеству штрафов: их оказалось 562. Когда полиция остановила нарушителя, выяснилось, что он был за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Только по счастливой случайности водитель люксового автомобиля не успел никого сбить. В Москве на штрафстоянки за неуплату штрафов попадают даже Ferrari и Maybach стоимостью 40 000 000 рублей каждый.

Такие истории появляются в СМИ почти каждый месяц. Они показывают: состоятельные граждане часто игнорируют правила дорожного движения (ПДД) и не относятся к штрафам серьезно. По крайней мере сейчас, когда размер наказания фиксирован и идентичен для всех вне зависимости от уровня жизни нарушителя. Автор проекта  Дмитрий Давыдов уверен, что текущее положение дел мешает повышению дисциплины на дорогах страны. И предлагает меры, благодаря которым штрафы будут воспитывать даже самых обеспеченных нарушителей ПДД

Во многих странах существуют особые налоги, сборы и повышающие коэффициенты для штрафов, которые распространяются на людей с высоким достатком. В глазах местных жителей такие меры выглядят обоснованными, так как формируют социальную справедливость в обществе, ведь сумма сбора, которая велика для среднестатистического гражданина, для обеспеченных людей не так и значительна.

В Норвегии есть налог на имущество, стоимость которого превышает 1 500 000 крон (8 500 000 рублей). В Бельгии налогом облагаются активы в ценных бумагах, если их стоимость выше 500 тыс. евро (30 млн рублей). Некоторые государства создали «привязку» штрафов за нарушение ПДД к уровню дохода. Так, граждане Финляндии и Швейцарии за одно и то же нарушение платят в зависимости от своего материального положения.

Штрафы для жителей Финляндии рассчитываются по специальной формуле на основе ежемесячного дохода. К примеру, минимальный штраф за превышение скорости в городе на 36–38 км/ч составляет 132 евро (8 200 рублей). Если у водителя средняя по стране зарплата в 2 200 евро (137 600 рублей), за нарушение он выплатит штраф 701 евро (43 800 рублей). Если же автолюбитель получает в месяц 10 000 евро (625 600 рублей), то за тот же проступок заплатит более 3 500 евро (почти 219 000 рублей).

Аналогичная практика действует в Швейцарии, где двенадцать лет назад зафиксировали самый большой штраф в мире за нарушение скоростного режима. Наказание в размере $290 000 долларов (17 700 000 рублей) понес владелец красной Ferrari Testarossa за превышение скорости на 57 км/ч.

В России с 1 января 2021 года начала действовать прогрессивная шкала НДФЛ, которую также называют налогом для богатых. Благодаря ей граждане, чей годовой заработок превышает 5 000 000 рублей, платят не 13, а 15% в виде подоходного налога. Штрафов за нарушение ПДД перемены не коснулись. В результате россиянин с зарплатой в 30 000 рублей и его соотечественник с доходом в 5 000 000р. продолжают выплачивать идентичные штрафы – по 500 рублей за нарушение. И если для одного россиянина они выглядят оправданными, то для другого – пренебрежимо низкими.

– Очевидно, что для состоятельных граждан дорожные штрафы не кажутся существенными. На это есть две причины. Во-первых, размер штрафов изначально определялся с учетом только минимальных и средних доходов. Во-вторых, он не индексировался, а значит, утратил свою значимость из-за инфляции и девальвации, – поясняет Дмитрий Давыдов.

Федор Червяков